Текущее состояние и перспективы развития рынка грузоперевозок водным транспортом в России.
Основным методом сбора данных является мониторинг документов.
В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке грузоперевозок водным транспортом и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Несмотря на значительную протяженность внутренних водных путей в России (102 тыс. км, второе место в мире после Китая), на долю внутреннего водного транспорта приходится всего около 1% грузооборота.
По итогам 2020 года объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом составил 109 млн тонн. По отношению к предыдущему году, показатели протяженности путей сообщения не потерпели больших изменений.
Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в России в 2013-2020 гг., млн. тн. и % прироста.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается снижение грузовой транспортной деятельности на внутренних водных путях России на фоне роста перевозок по прочим видам транспорта, что свидетельствует о переходе грузов с водного на наземные виды транспорта, в первую очередь железнодорожный. Причины заключаются в инфраструктурных ограничениях на внутренних водных путях, снижении перевозок строительных грузов (на них приходится более половины перевозок речным транспортом) и введении понижающих тарифов на перевозки железнодорожным транспортом нефтеналивных грузов в летний период на направлениях, дублирующих речные маршруты.
Одним из основных драйверов развития транспортных систем является рост мировой торговли. В 2020 году впервые за несколько лет произошел значительный спад как мировой торговли, так и мирового ВВП. Основным негативным фактором выступил экономический кризис, вызванный пандемией COVID–19.
Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь. В сегменте внутренних перевозок водным транспортом в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19, увеличился объем перевозок зерна, металлов и руды, однако значительное снижение произошло в сегменте нефтеналивных речных перевозок, в том числе из-за маловодья на Нижнем Дону и сокращения объемов переработки нефти.
В целом по отрасли в 2018-2020 гг. сохранялась тенденция снижения объёмов перевозок грузов по внутренним водным путям, в том числе нефтепродуктов на экспорт. При этом, тенденция в этом сегменте грузоперевозок наиболее выражена.
В последние годы все более заметное влияние на снижение объемов грузоперевозок оказывают инфраструктурные ограничения внутренних водных путей, конкуренция с наземными видами транспорта – железнодорожным и автомобильным, старение грузового флота, рост стоимости его эксплуатации, увеличение административной нагрузки на судоходные компании. Сегмент экспортных перевозок нефтепродуктов характеризуется высокой концентрация рынка на стороне спроса.
Государство предпринимает меры по развитию рынка грузоперевозок, стимулируя обновление флота, устранение «узких мест» на судоходных путях, разработку программных отраслевых документов с приоритетом на загрузку водного транспорта.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2014 года №1032-р.
На 2021 год прогнозируется увеличение пропускной способности внутренних водных путей. Предусматривается увеличение на 190 км протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и на 192 км — оборудованных средствами навигационной обстановки.