В апреле 2011 года компания DISCOVERY Research Group провела исследование российского рынка Интернет-магазинов.
Часть 1
Интернет-торговля в России постепенно набирает обороты. По оценкам экспертов объём рынка Интернет-торговли в 2011 году составлял примерно 290 млрд. руб. Ожидается, что в 2012 году темп его роста будет ровняться 25%.
В 2011 году наиболее популярными категориями товаров в России, приобретаемых в Интернет-магазинах, были бытовая техника, одежда и обувь, билеты на транспорт и мобильные телефоны и аксессуары к ним. Например, доля продажи билетов на транспорт в общем объёме рынка Интернет-торговли в 2011 году составила 14%. По экспертным данным в Интернете покупают 13,6% всех авиабилетов и 13,1% железнодорожных билетов. Продажи бытовой техники и электроники - самый развитый сегмент рынка Интернет-торговли, и он продолжит оставаться таковым в 2012–2015 гг. В 2011 году доля продаж бытовой техники и электроники в общем объёме рынка Интернет-торговли составила 25%, увеличившись на несколько процентных пунктов с уровня 2010 года (24,6%).
По данным исследований, люди выбирают Интернет-магазины для приобретения товаров по множеству критериев, главными из которых считаются стоимость товаров, ассортимент товаров (в частности наличие уникального товара, которого нет у других) и время оформления и доставки. Однако, если говорить о факторах, отрицательно влияющих на лояльность к тому или иному Интернет-магазину, то стоимость товаров не является ключевым аспектом. Плохие отзывы, несоответствие реальных цен и цен, указанных на сайте, долгое и неудобное время доставки являются наиболее значимыми факторами, влияющими на отказ покупателей от использования того или иного Интернет-магазина.
Часть 2
Российский рынок Интернет-торговли развивается достаточно быстрыми темпами. Многие эксперты отмечают, что дальнейшее развитие рынка будет продолжаться за счёт усиления роли регионов, а именно, доля региональных заказов в Интернет-магазинах будет увеличиваться. Так, например, в 2011 году в Свердловской области было заказано товаров в Интернет-магазинах на общую сумму 12 млрд. руб., что только в 2,5 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге за аналогичный период. Тем не менее, в начале 2012 года отмечается существенное преобладание доли Москвы и Московской области в общем обороте рынка Интернет-магазинов.
Помимо положительного влияния регионального рынка, Интернет-магазины будут развиваться за счёт развития рынка электронных платежей, увеличение проникновения Интернета, развития мобильного Интернета, моментальных платежей и ростом популярности Интернет-торговли. Так, например, по итогам 2011 года рынок электронных денег в России составил 125 млрд. руб., увеличившись на 70% с 70 млрд. руб. в 2010 году. В результате всех перечисленных факторов, количество людей, совершающих покупки в Интернете будет продолжать увеличиваться. По данным 2011 года Интернет-покупки совершили 6,1 млн. жителей России. Годом ранее, их было 5,2 млн. человек. Таким образом, число россиян, делающих покупки через Интернет, в 2011 году выросло на 16,5% по отношению к 2010 году.
Существуют также факторы, тормозящие развитие рынка Интернет-магазинов. Это популярность покупок в Интернете «с рук» и проблемы с законодательным регулированием. Здесь также имеют место естественные ограничения Интернет-пространства, как невозможность передачи тактильных ощущений, цвета, некоторые сложности при определении размера, требующие учета специфики фигуры интернет-пользователя, сложности с определением качества ткани, особенно характерные для продажи некоторых категорий товаров, например, одежды и обуви.
Компания Döcke, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за серию исследования рынков, выполненных в 2021-2023 гг.
ООО "Курскхимволокно", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за исследования рынков химических нитей и продуктов из них.
ЗАО Группа компаний "НАВИГАТОР", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведенные в течение 2020-2023 гг. исследования рынков сложных технических изделий.
ООО "Новакосметикс", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведение исследований рынка декоративной косметики.
Компания ВИЛМА, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за качественное и профессиональное предоставление услуг по маркетинговым исследованиям ряда российских рынков.