В августе 2012 года компания DISCOVERY Research Group провела исследование российского рынка платёжных терминалов.
Часть 1
Платёжный терминал – это аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий в режиме самообслуживания приём наличных и безналичных платежей от населения за различные виды услуг, от оплаты сотовых операторов до погашения кредитов. В данном исследовании рассматриваются банковские и агентские платёжные терминалы.
В результате исследования DISCOVERY Research Group было выявлено, что рынок платёжных терминалов в Центральной части России уже насыщен. Об этом свидетельствует большое количество участников рынка, высокая конкуренция за места размещения терминалов, которых осталось не так много. Сети пытаются разместить платёжные терминалы в высоко проходимых местах, однако, на одно такое место в Москве и Санкт-Петербурге приходится уже порядка 7-10 платёжных терминалов. В связи с насыщением рынка платёжных терминалов в Европейской части России набирает обороты рынок информационных терминалов, спрос на которые постепенно увеличивается.
В регионах ситуация не так обострена: конкуренция там значительно ниже, но и спрос не такой высокий. Предполагается, что объём рынка платёжных терминалов в ближайшие годы будет расширяться за счёт увеличения количества терминалов в регионах.
Несмотря на насыщение рынка, доходность от работы платёжных терминалов увеличивается, что объясняется постоянным увеличением сервисов, которые доступны клиентам через аппараты самообслуживания. Чем больше у платёжного терминала сервисов, которые может оплатить человек, тем больше денежных вознаграждений получает владелец платёжного терминала.
На развитие рынка платежных терминалов положительно влияют государственные структуры, образовательные учреждения, которые заинтересованы в том, чтобы население оплачивало их услуг с помощью аппаратов самообслуживания.
Однако на рынке существуют и негативные факторы. Рентабельность платежных терминалов снижается из-за влияния банковского сектора, доступности электронных платежных систем Интернета. Конкуренция увеличивается. Банки активно формируют собственные терминальные сети, что способствует максимальному охвату целевой аудитории и делает присутствие финансового учреждения на потребительском рынке более ощутимым. Интернет-банкинг привлекает пользователей своей доступностью, особенно на рынке электронной коммерции.
Часть 2
На рынке платёжных терминалов в России существует довольно большое количество игроков. Среди производителей платёжных терминалов в России лидирующие позиции в объёме внутреннего производства занимают "КМ-Технолоджи" с долей 24%, далее идёт компания "ОСМП" - 18%, на третьем месте – "Уникум". Среди сетей платёжных терминалов лидерами являются "QIWI", "КиберПлат", "Евросеть" и "Новоплат".
Совокупный объём производства платёжных терминалов в России в 2011 году составил более 100 тыс. штук.
В структуре внешнеэкономической торговли объём экспорта значительно превышает объём импорта. По расчётам Discovery Research Group объём экспорта в 2011 году в стоимостном выражении составил $7,1 млн. Среди зарубежных производителей, представленных в структуре импортных поставок, лидирующие позиции у "Sfour" и "Wincor Nixdorf International".
Объём рынка платёжных терминалов в России формируется за счёт внутреннего производства. Объём рынка в 2011 году в натуральном выражении составил 96 тыс. шт. Стоит подчеркнуть, что это число означает прирост рынка за один год, без учёта уже существующих и установленных платежных терминалов.
Компания Döcke, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за серию исследования рынков, выполненных в 2021-2023 гг.
ООО "Курскхимволокно", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за исследования рынков химических нитей и продуктов из них.
ЗАО Группа компаний "НАВИГАТОР", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведенные в течение 2020-2023 гг. исследования рынков сложных технических изделий.
ООО "Новакосметикс", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведение исследований рынка декоративной косметики.
Компания ВИЛМА, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за качественное и профессиональное предоставление услуг по маркетинговым исследованиям ряда российских рынков.