В феврале 2012 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка энергосберегающих ламп России.
Часть 1
В 2011 году в Россию поставлено 233,7 млн. энергосберегающих ламп на сумму 160,2 млн.$, что меньше чем в 2010 году на 21% в натуральном выражении и на 25% в стоимостном.
Основной объем импорта энергосберегающих ламп в 2011 году в стоимостном выражении составляют компактные люминесцентные лампы и занимают 66%, 15% занимают двухцокольные люминесцентные лампы, 11% галогенные и только 8% светодиодные.
В 2011 году Россия поставила на мировой рынок 21,56 млн. энергосберегающих ламп на сумму 14,88 млн.$, что больше чем в 2010 году на 21% в натуральном выражении и на 20% в стоимостном.
Основной объем экспорта в 2011 году в стоимостном выражении составили двухцокольные ЛЛ и заняли 53%, 22% занимают компактные люминесцентные лампы, 3% галогенные и 22% светодиодные.
Крупнейшими игроками на мировом светотехническом рынке является "большая тройка": Philips Lighting, General Electric и Osram. Российские игроки: Лисма, Топсервис, ТЭЛЗ, Оптоган, ЛЕД-Эффект, Световод, Экоэл,Алекс-Свет и пр.
Часть 2
Российский рынок светотехники оказался вовлеченным в общемировую тенденцию экономии энергоресурсов за счет отказа от ламп накаливания в пользу энергосберегающих ламп. С 1 января 2011 года в России введен запрет на производство ламп накаливания мощностью более 100 ватт. В последующем запретительные меры будут распространяться и на менее мощные лампы накаливания. Совершенно очевидно, что подобные меры значительно расширяют перспективы энергосберегающих ламп на отечественном рынке, поскольку теперь их всеобщему внедрению будет содействовать не только их экономичность, но и "административный ресурс", что для нашей страны всегда имеет особое значение. Однако есть еще один нюанс: в небольших магазинах и на рынках все еще продолжают открыто продаваться высокомощные лампы накаливания (вплоть до 300Вт), вопреки закону. К тому же большинство российских производителей наладили производство 95ваттных ламп накаливания.
Пока остается не до конца ясным, на какие именно технологии сделает ставку Россия. Президент Дмитрий Медведев в марте 2010 предложил переходить сразу на светодиодные источники света, минуя стадию компактных люминесцентных ламп. Но пока своего сколько-нибудь крупного производства светодиодов в России нет, существующие модели LED-ламп крайне дороги, а потребитель не привык вкладывать большие средства в модернизацию освещения.
Часть 3
Основным поставщиком энергосберегающих ламп как на мировой, так и на российский рынок, является Китай. Только в 2010 году в Китае было выпущено около 3 трлн. компактных люминесцентных ламп, что составляет 80% общемирового производства. Примерно 2,2 трлн. из них было экспортировано в другие страны. Крупнейшим потребителем ламп является США.
Можно говорить о том, что рынок компактных люминесцентных ламп вряд ли будет развиваться сверхвысокими темпами, что связано со спецификой российских производств: отечественные предприятия уделяют большее внимание развитию светодиодных систем освещения, что соответствует вектору государственной политики. Крупнейшим производителем светодиодов в России и Восточной Европе является компания "Оптоган", созданная при поддержке ГК "Роснано". Производственные мощности компании расположены в Санкт-Петербурге.
Если правительство не забудет свою энергосберегающую инициативу, то к 2014 году российский рынок ламп резко изменится.
Компания Döcke, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за серию исследования рынков, выполненных в 2021-2023 гг.
ООО "Курскхимволокно", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за исследования рынков химических нитей и продуктов из них.
ЗАО Группа компаний "НАВИГАТОР", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведенные в течение 2020-2023 гг. исследования рынков сложных технических изделий.
ООО "Новакосметикс", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведение исследований рынка декоративной косметики.
Компания ВИЛМА, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за качественное и профессиональное предоставление услуг по маркетинговым исследованиям ряда российских рынков.