В сентябре 2012 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка муки.
Часть 1
Согласно расчетам DISCOVERY Research Group, в 2011 г. объем российского рынка муки в натуральном выражении составил 9170 тыс.т., по сравнению с данными за 2010 г. – 9657 тыс.т. Таким образом, темп роста составил -5%.
Объем российского рынка муки в оптовых ценах за 2011 г. составил $2861 тыс., по сравнению с данными за 2010г. – $2464 тыс. Таким образом, темп роста составил 16%.
Согласно данным ФСГС РФ, в период с 2007 по 2010 гг. наблюдается постепенное снижение объемов производства муки. В 2011 г. объем производства составил 9838758 т., темп роста производства, таким образом, составил 0,16%.
В первом полугодии 2012 г. в России было произведено 4,566 млн. тонн муки стоимостью $1362 млн. Объем импорта в этом же периоде составил 6355 т муки стоимостью $4,5 млн., а объем экспорта - 96971 т стоимостью $35,5 млн.
Лидирующие позиции по производству муки занимают: Центральный ФО – 28,4%, Сибирский ФО – 23% и Приволжский ФО – 17,4%.
В региональном разрезе среди лидеров по производству муки можно выделить: Алтайский край – 13%, Челябинскую область – 7% и Ставропольский край – 6%.
Наибольшая доля рынка приходится на сегмент пшеничной и пшенично-ржаной муки – 92,2%. На долю ржаной муки – 7,3%. На прочие сегменты приходится лишь 0,5%.
Часть 2
Согласно расчетам DISCOVERY Research Group по данным ФТС, объем импорта муки, поставляемой в Россию в 2011 г. составил 13,7 тыс. т в натуральном и $ 6355 тыс. в стоимостном выражении, по сравнению с данными за 2010 г. – 5767 т. и $ 8276 тыс. соответственно. Таким образом, объем импорта за указанный период вырос на 37,2% в натуральном и 31,1% в стоимостном выражении.
Объем российского экспорта муки в 2011 г. составил 682118 т. в натуральном и $ 256211 тыс. в стоимостном выражении, по сравнению с 2010 г. – 139562т. и $ 37882тыс. соответственно. Таким образом, объем экспорта за данный период вырос почти в 5 раз в натуральном и в 7 раз в стоимостном выражении.
Сложившаяся ситуация в первую очередь связана с отменой 1 января 2011 года эмбарго на экспорт муки, введенного с 15 августа 2010 г. Данные меры были предприняты вследствие аномальных погодных условий лета 2010 г., которые повлекли за собой засуху.
Часть 3
За период март 2011 – январь 2012 гг. цены на пшеничную муку постепенно падали. Таким образом, падение потребительских цен за 2011 год составило 5,7%. По данным на июль 2012 г. уровень потребительских цен составил 20,25 руб. за кг пшеничной муки, что ниже, чем годом ранее на 3,7%. Однако, с начала 2012 года наблюдается рост цен и за 6 месяцев он составил 3,4%.
Максимальный уровень цен в июле 2012 года также был зафиксирован в Дальневосточном ФО – 27,69 руб./кг и Северо-Западном ФО – 25,59 руб./кг. Минимальные цены – в Приволжском ФО – 17,63 руб./кг и в Сибирском ФО – 18,08 руб./кг.
В региональном разрезе следует выделить Чукотский и Ненецкий автономный округ, цены на пшеничную муку в которых составляют 59,66 и 45,72 руб./кг соответственно. А также, Алтайский край и Чувашскую Республику, в которых были зафиксированы самые низкие цены на пшеничную муку по России – 15,99 и 17,24 руб./ кг соответственно.
Согласно данным ФСГС РФ, за период янв. 2011 – янв. 2012 гг. цены производителей на муку тоже постепенно падали - снижение цен за рассматриваемый период составил 22,7%. С начала 2012 года цены производителей стали расти и к июлю составили 9,9 тыс. руб. за тонну, что выше, чем годом ранее на 5,7%. В июле 2012 года самый высокий уровень цен установился в Центральном ФО и составил 10507 руб./т, а самый низкий в Приволжском ФО – 9117 руб./т.
Компания Döcke, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за серию исследования рынков, выполненных в 2021-2023 гг.
ООО "Курскхимволокно", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за исследования рынков химических нитей и продуктов из них.
ЗАО Группа компаний "НАВИГАТОР", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведенные в течение 2020-2023 гг. исследования рынков сложных технических изделий.
ООО "Новакосметикс", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведение исследований рынка декоративной косметики.
Компания ВИЛМА, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за качественное и профессиональное предоставление услуг по маркетинговым исследованиям ряда российских рынков.