Текущее состояние и перспективы развития рынка клининговых услуг в России.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке клининговых услуг и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка клининговых услуг в России.
Рынок клининга включает профессиональную уборку помещений и зданий. В России рынок клининга начал формироваться с российских представительств иностранных компаний, внедривших понятие аутсорсинга клининговых услуг. Рост количества иностранных организаций в России определил развитие спроса на услуги клининга и инициировал зарождение и последующее развитие рынка данной сферы сначала в Москве и Московской области, а затем в остальных регионах страны.
Объем и динамика российского рынка
В России сфера клининга оказалась пострадавшей из-за коронавируса в 2020 г.
Из-за закрытия офисов, общепита и торговых центров компании потеряли порядка 70% заказов. Операторы рынка не были готовы к таким изменениям и были вынуждены экстренно перестраиваться.
Объем рынка клининговых услуг в 2020 году составил 442,2 млрд. руб.
Объем и темп прироста рынка клининговых услуг в России в 2016-2020 гг. млрд. руб. и %.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Профессиональный журнал CleanNow в мае 2020 г. провел опрос операторов рынка с целью выяснить, какой процент клиентов они потеряли за месяц. В опросе приняли участие 35 крупных и средних компаний. Из них 10% ответили, что потеряли почти все, а 5% потеряли 80% заказов. Но, остальные выстояли. Причина - в высокой степени дифференциации услуг. Потери произошли в коммерческом секторе, а в жилом заказы остались.
Олег Попов, Генеральный директор ГК Cristanval: Бизнес должен восстанавливаться там, где точно будет спрос на услуги: это государственные учреждения, жилье, торговля. Здесь можно наращивать объемы. Проблема в низкой маржинальности этих сегментов. В офисном секторе будут дальнейшие потери - он будет сокращаться. Выход - в дальнейшей дифференциации.
Сервисная компания «Грэйс». Директор Ольга Рябова говорит, что вынужденные каникулы привели к потере заказов от крупных клиентов, а выход на муниципальный заказ через тендеры требует времени. Но катастрофы нет, уходить с рынка рано. Вырастет сегмент В2С, обработка транспорта и нежилые помещения начинают открываться. Есть еще сектор промышленного производства, где новые реалии увеличили потребность в уборке.
Егор Малышев, Директор компании ГК Клининг Групп: Я настроен оптимистично. Причина в том, что выросла потребность в дезинфекции, и работы в этом направлении стало больше. Сотрудники фирмы прошли специальное обучение, закуплено новое оборудование.
В текущем году клининговые компании восстанавливают свое положение.
В ходе проведенного анкетирования, многие из представителей клининговых компаний отметили, что ситуация с рабочей силой компаний стабилизировалась.
Если в компании «соответствующая» система мотивации на результат, то сотрудники держатся за работу.
Сейчас самое время трансформировать и модернизировать бизнес именно в части направления. Тем, кто хочет развиваться, нужно осваивать технологичные направления клининга, возможно эти направления даже будут граничить с направлениями из других отраслей. Высокую рентабельность будут иметь те направления, где необходимо использовать специфическое и дорогостоящее оборудование, иметь сложные технологические решения и высокий уровень квалификации исполнителей.
Клининговым компаниям необходимо договариваться между собой и сотрудничать. Нужно постараться разделить направления предоставляемых услуг между собой, постараться избежать пересечения интересов, добиться разделения труда на больших объектах уже между компаниями. Это позволит избежать недобросовестной конкуренции, следовательно, и необоснованного снижения стоимости услуг.
Ожидается, что в 2021-2025 гг. оборот рынка клининга в России будет расти на 1,8-5,4% ежегодно.