Текущее состояние и перспективы развития рынка фармацевтической отрасли в России.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке фармацевтической отрасли и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Глобальный фармрынок является одним из самых масштабных потребительских рынков планеты. Фармацевтическое производство и продажи сопоставимы в своих объемах, например, с нефтяной индустрией, и демонстрируют непрерывную поступательную динамику развития.
В 2020 г. произошли значительные изменения в структуре спроса на лекарственные средства. Отсутствовала явная в предыдущие годы сезонность, а потребление противовирусных препаратов и лекарственных средств типа «Парацетамол» значительно возросло.
В 2020 г. объем фармацевтической отрасли составил 6,02 млрд. упаковок. Доля лекарств импортного производства на рынке в ценах конечного потребления по итогам 2020 года составила 56,3%. В отчете, подготовленном агентством, представлена подробная информация о производстве, импорте, экспорте и рынке в целом как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Объем рынка фармацевтической отрасли в Россию в 2019-2020 гг. в натуральном выражении, тыс. упак., % прироста.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Российский фармацевтический рынок состоит из двух ключевых сегментов:
- Коммерческий сегмент;
- Государственные закупки;
Коммерческий сегмент включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов и парафармацевтики, а государственный сегмент включает аптечные продажи лекарств по различным национальным и региональным программам (в частности, Программа ДЛО, региональные льготные программы, реализация лекарств в ЛПУ). Наибольшую долю рынка в стоимостном выражении занимает коммерческий сегмент.
Доля ЖНВЛП на рынке фармацевтических продуктов, медицинских препаратов в России достаточно стабильна в последние годы. Препараты списка ЖНВЛП занимают долю около 53% от общего объёма рынка лекарственных средств в натуральном выражении.
Доля ЖНВЛП на рынке фармацевтических продуктов, медицинских препаратов в России в 2020 г., % в натуральном выражении.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация — международная система классификации лекарственных средств. В исследовании рассмотрена структура рынка в разрезе по основным группам АТХ классификации.
В исследовании выделена доля Москвы и Московской области в общем объеме продаж фармацевтической продукции в 2020 г.
Также в отчете приведена сегментация фармацевтической отрасли по категориям продукции:
- Антибиотики
- Прочие лекарственные средства
- Медицинские изделия (вата, бинты, марля и другие)
В 2020 г. наибольшую долю рынка фармацевтических продуктов, медицинских препаратов занял Sanofi. В стоимостном выражении доля производителя составила 3,8%.
Структура рынка фармацевтических продуктов, медицинских препаратов в России по производителям в 2020 г., % в стоимостном выражении.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
В отчете присутствует информация о компаниях: Abbott, AstraZeneca, Bayer, Berlin-Chemie, Gedeon Richter, GSK, Johnson & Johnson, KRKA, Merck, Novartis, Pfizer, Sanofi, Servier, Stada, Teva, АО «Р-Фарм», «Валента Фарм», «Биокад», «Озон Фармацевтика» «Отисифарм», «Фармстандарт», и другие.
Часто информация об объемах производства продукции не содержится в данных ФСГС РФ (Росстат) и процесс ее получения является очень трудоемким и сложным. В текущем исследовании мы имеем дело именно с таким случаем.
Сведения о ряде производителей были получены в результате анализа показателей их финансово-хозяйственной деятельности, информации из открытых источников об их деятельности, мнений экспертов и наших собственных знаний о компаниях.
В 2020 году инфляция на лекарства (7,3%) была выше, чем в целом индекс потреби¬тельских цен Госкомстата (4,91%).
Согласно решению, с 1 июля 2020 года в России стартовала обязательная маркировка лекарственных препаратов. С 1 октября 2019 года она была обязательной только для лекарств, предназначенных для лечения по программе высокозатратных нозологий.
Стратагемой развития отечественной фармакологической отрасли в горизонте 2030 года должно стать инновационное импортозамещение, основанное на ускоренном, эффективном внедрении перспективных лекарственных разработок, в первую очередь отечественных.