КОНСУЛЬТАЦИЯ КЛИЕНТА ПО ТЕЛЕФОНУ
Перед покупкой исследования мы готовы предоставить Вам бесплатную консультацию по телефону о каждом из интересующих Вас рынках. Это позволит Вам принять обоснованное и взвешенное решение.
Отчет исследования состоит из нескольких глав
Цель исследования
Текущее состояние и перспективы развития рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
Задачи исследования:
- Объем, темпы роста и динамика развития рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
- Объем, темпы роста и динамика развития грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна в России.
- Объем, темпы роста и динамика развития грузооборота портов Каспийского бассейна в России.
- Доли основных портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
- Основные события, тенденции и перспективы развития рынка (в ближайшие несколько лет) портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
- Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
Объект исследования
Рынок портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
Методы сбора и анализа данных
Мониторинг документов: в качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Источники получения информации
- Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).
- Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.
- Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
- Ресурсы сети Интернет в России и мире.
- Экспертные опросы.
- Материалы участников отечественного и мирового рынков.
- Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
- Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
- Результаты ценовых мониторингов.
- Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).
- Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).
- Материалы Всемирного банка (World Bank).
- Материалы ВТО (World Trade Organization).
- Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).
- Материалы International Trade Centre.
- Материалы Index Mundi.
- Результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Объем и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Резюме
Динамика российского грузооборота портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.
Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы, т.к. морской порт – это крупный транспортный узел, связывающий в одной точке все виды транспорта.
Грузооборот порта – является основным показателем, характеризующим работу порта. Под грузооборотом порта понимают количество тонн грузов, которое должно быть перегружено (или перевалено) в порту «с воды на сушу» и «с суши на воду» за единицу времени. Это есть планируемый (фактический) грузооборот порта. В зависимости от срока различают грузооборот годовой, месячный и суточный.
На сегодня морскими портами Азовско-Черноморского бассейна являются Бердянск, Мариуполь, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Анапа, Геленджик, Севастополь, Керчь, Евпатория, Ейск, Новороссийск, Сочи, Тамань, Туапсе, Темрюк, Кавказ. Портовая инфраструктура обеспечивает обработку всех видов грузов. Наиболее освоенные международные маршруты из портов бассейна пролегают в Турцию, страны Северной Африки, Ближнего Востока.
В Каспийском бассейне расположены три российских морских порта – Астрахань, Оля (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан).
В отчете, подготовленном агентством, отображена подробная информация о производстве, импорте, экспорте и рынке в целом как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
Объем и динамика грузооборота российских морских портов по бассейнам
В рамках данного исследования анализировался рынок портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов (торговых, т.е., осуществляющих перевалку сухих и наливных грузов) в сопоставлении с объемами грузооборотов других российских бассейнов.
Объём грузооборота морских портов России в 2023 г. составил 883,8 млн. т, из которых экспортных отгрузок было осуществлено 690,5 млн. тонн, и принято 38,6 млн. тонн импортных грузов.
Объем и темп прироста грузооборота морских портов России в 2021-2023 гг., 1 п. 2024 г., млн. т.

* Указаны условные объемы в 2021-2022 гг. и 1 п. 2024 г.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Наибольший объем погрузочно-разгрузочных работ в 2023 г. реализовано морскими портами Азово-Черноморского бассейна.
Доли грузооборота морских портов России по бассейнам в 2023 г., % от натурального объема.

* Указаны условные доли
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна
Наибольший объем погрузочно-разгрузочных работ в 2023 г. в Азово-Черноморском бассейне реализовано морскими портами: АО МОРСКОЙ ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ КАВКАЗ, АО МОРСКОЙ ПОРТ ТАМАНЬ, АО РОСТОВСКИЙ ПОРТ, АО ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ, ООО АЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ, ПАО НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ и др.
Доли портов Азово-Черноморского бассейна в объеме грузооборота товаров в России в 2023 г., % от натурального объема.

* Указаны условные доли
Источник: расчеты Discovery Research Group.
В текущей геополитической ситуации развитие международных транспортных коридоров и инфраструктуры отечественных морских портов играют важную роль в развитии экономического потенциала страны. Это международный транспортный коридор «Север – Юг», который объединяет сухопутный и водный виды транспорта для перевозки пассажиров и грузов между портами Санкт–Петербурга и Ленинградской области и стран глобального юга. Также стратегическими проектами являются международные логистические коридоры в Азово–Черноморском и восточном направлениях.