Анализ рынка портов Азовского и Каспийского морей в России

Купить
в один клин
Язык: Русский
Страниц: 75
Формат: Электронный
Дата: 17.01.2025
Цена:
80 000 руб.
Читать отзывы
Выберите

КОНСУЛЬТАЦИЯ КЛИЕНТА ПО ТЕЛЕФОНУ

Перед покупкой исследования мы готовы предоставить Вам бесплатную консультацию по телефону о каждом из интересующих Вас рынках. Это позволит Вам принять обоснованное и взвешенное решение.

Отчет исследования состоит из нескольких глав

Цель исследования

Текущее состояние и перспективы развития рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.

Задачи исследования:

  1. Объем, темпы роста и динамика развития рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
  2. Объем, темпы роста и динамика развития грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна в России.
  3. Объем, темпы роста и динамика развития грузооборота портов Каспийского бассейна в России.
  4. Доли основных портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
  5. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка (в ближайшие несколько лет) портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.
  6. Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России.

Объект исследования

Рынок портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России. 

Методы сбора и анализа данных

Мониторинг документов: в качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Источники получения информации

  1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).
  2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.
  3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
  4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.
  5. Экспертные опросы.
  6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.
  7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
  8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
  9. Результаты ценовых мониторингов.
  10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).
  11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).
  12. Материалы Всемирного банка (World Bank).
  13. Материалы ВТО (World Trade Organization).
  14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).
  15. Материалы International Trade Centre.
  16. Материалы Index Mundi.
  17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

Резюме

Динамика российского грузооборота портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы, т.к. морской порт – это крупный транспортный узел, связывающий в одной точке все виды транспорта.

Грузооборот порта – является основным показателем, характеризующим работу порта. Под грузооборотом порта понимают количество тонн грузов, которое должно быть перегружено (или перевалено) в порту «с воды на сушу» и «с суши на воду» за единицу времени. Это есть планируемый (фактический) грузооборот порта. В зависимости от срока различают грузооборот годовой, месячный и суточный.

На сегодня морскими портами Азовско-Черноморского бассейна являются Бердянск, Мариуполь, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Анапа, Геленджик, Севастополь, Керчь, Евпатория, Ейск, Новороссийск, Сочи, Тамань, Туапсе, Темрюк, Кавказ. Портовая инфраструктура обеспечивает обработку всех видов грузов. Наиболее освоенные международные маршруты из портов бассейна пролегают в Турцию, страны Северной Африки, Ближнего Востока.

В Каспийском бассейне расположены три российских морских порта – Астрахань, Оля (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан).

 В отчете, подготовленном агентством, отображена подробная информация о производстве, импорте, экспорте и рынке в целом как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Объем и динамика грузооборота российских морских портов по бассейнам

В рамках данного исследования анализировался рынок портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов (торговых, т.е., осуществляющих перевалку сухих и наливных грузов) в сопоставлении с объемами грузооборотов других российских бассейнов.

Объём грузооборота морских портов России в 2023 г. составил 883,8 млн. т, из которых экспортных отгрузок было осуществлено 690,5 млн. тонн, и принято 38,6 млн. тонн импортных грузов.

Объем и темп прироста грузооборота морских портов России в 2021-2023 гг., 1 п. 2024 г., млн. т.

* Указаны условные объемы в 2021-2022 гг. и 1 п. 2024 г.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Наибольший объем погрузочно-разгрузочных работ в 2023 г. реализовано морскими портами Азово-Черноморского бассейна.

Доли грузооборота морских портов России по бассейнам в 2023 г., % от натурального объема.

* Указаны условные доли

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна

Наибольший объем погрузочно-разгрузочных работ в 2023 г. в Азово-Черноморском бассейне реализовано морскими портами: АО МОРСКОЙ ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ КАВКАЗ, АО МОРСКОЙ ПОРТ ТАМАНЬ, АО РОСТОВСКИЙ ПОРТ, АО ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ, ООО АЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ, ПАО НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ и др.

Доли портов Азово-Черноморского бассейна в объеме грузооборота товаров в России в 2023 г., % от натурального объема.

* Указаны условные доли

Источник: расчеты Discovery Research Group.

В текущей геополитической ситуации развитие международных транспортных коридоров и инфраструктуры отечественных морских портов играют важную роль в развитии экономического потенциала страны. Это международный транспортный коридор «Север – Юг», который объединяет сухопутный и водный виды транспорта для перевозки пассажиров и грузов между портами Санкт–Петербурга и Ленинградской области и стран глобального юга. Также стратегическими проектами являются международные логистические коридоры в Азово–Черноморском и восточном направлениях.

Содержание

 

Список таблиц и диаграмм

10

Таблицы:

10

Диаграммы:

11

Резюме

12

Глава 1. Методология исследования

13

Объект исследования

13

Цель исследования

13

Задачи исследования

13

Метод сбора и анализа данных

13

Источники получения информации

14

Объем и структура выборки

14

Глава 2. Классификация и основные характеристики портов Азовского и Каспийского морей

15

Глава 3. Рынок портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России

20

Объем и темпы роста рынка морских портов России по бассейнам

20

Общий грузооборот морских портов России по направлениям

22

Грузооборот морских портов России по типам грузов, основным номенклатурным группам и бассейнам

23

Сухие грузы

23

Наливные грузы

30

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна

33

Грузооборот морских портов Каспийского бассейна

36

Глава 4. Тенденции, события рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России и факторы, определяющие текущее состояние и развитие

38

Проблемы в сфере водного транспорта и пути их решения

42

Обновление транспортного флота

44

Перспективы развития перевалки зерна

46

Перспективы роста грузооборота морского порта Мариуполь

48

Комиссия разрешила ввод в эксплуатацию двух обновленных причалов в порту Оля

49

Геополитическая ситуация на Каспии

50

МТК Север - Юг

53

Улучшение работы портов Каспия стимулирует развитие МТК «Север – Юг»

54

Коридор «Север-Юг» новые возможности для внешней торговли России

58

Глава 5. Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России

59

ПАО НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ

59

АО МОРСКОЙ ПОРТ ТАМАНЬ

61

АО ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ

63

АО МОРСКОЙ ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ КАВКАЗ

65

АО РОСТОВСКИЙ ПОРТ

67

ПАО АСТРАХАНСКИЙ ПОРТ

69

АО МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ ОЛЯ

71

АО МАХАЧКАЛИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ

73

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 19 таблиц и 17 диаграмм.

Таблица 1. Пропускная способность и специализация портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов в России по состоянию на 2023 г.

Таблица 2. Грузооборот морских портов России по бассейнам, млн. т.

Таблица 3. Грузооборот морских портов России по направлениям, млн. т.

Таблица 4. Грузооборот морских портов России по основным номенклатурным группам сухих грузов, млн. т.

Таблица 5. Объем перевалки сухих грузов морскими портами России по бассейнам, млн. т.

Таблица 6. Объем перевалки угля морскими портами России по бассейнам, млн. т.

Таблица 7. Объем перевалки контейнерных грузов морскими портами России по бассейнам, млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

Таблица 8. Объем перевалки зерна морскими портами России по бассейнам, млн. т.

Таблица 9. Грузооборот морских портов России по основным номенклатурным группам наливных грузов, млн. т.

Таблица 10. Объем перевалки наливных грузов морскими портами России по бассейнам, млн. т.

Таблица 11. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в России, млн. т.

Таблица 12. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна в России, млн. т.

Таблица 13. Финансовые показатели ПАО «НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ», тыс. руб.

Таблица 14. Финансовые показатели АО «ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ», тыс. руб.

Таблица 15. Финансовые показатели АО «МОРСКОЙ ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ КАВКАЗ», тыс. руб.

Таблица 16. Финансовые показатели АО «РОСТОВСКИЙ ПОРТ», тыс. руб.

Таблица 17. Финансовые показатели ПАО «АСТРАХАНСКИЙ ПОРТ», тыс. руб.

Таблица 18. Финансовые показатели АО «МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ ОЛЯ», тыс. руб.

Таблица 19. Финансовые показатели АО «МАХАЧКАЛИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ», тыс. руб.

Диаграмма 1. Объем и темп прироста грузооборота морских портов России, млн. т. и %.

Диаграмма 2. Доли грузооборота морских портов России по бассейнам, % от натурального объема.

Диаграмма 3. Структура грузооборота морских портов России по направлениям, % от натурального объема.

Диаграмма 4. Объем и темп прироста перевалки сухих грузов в морских портах России, млн. т. и %.

Диаграмма 5. Структура перевалки сухогрузов в морских портах России по основным номенклатурным группам, % от натурального объема.

Диаграмма 6. Доли морских бассейнов в перевалке сухих грузов в морских портах России, % от натурального объема.

Диаграмма 7. Доли морских бассейнов в перевалке угля в морских портах России, % от натурального объема.

Диаграмма 8. Доли морских бассейнов в перевалке контейнерных грузов в морских портах России, % от натурального объема.

Диаграмма 9. Доли морских бассейнов в перевалке зерна в морских портах России, % от натурального объема.

Диаграмма 10. Объем и темп прироста перевалки наливных грузов в морских портах России, млн. т. и %.

Диаграмма 11. Структура перевалки наливных грузов в морских портах России по основным номенклатурным группам, % от натурального объема.

Диаграмма 12. Доли морских бассейнов в перевалке наливных грузов в морских портах России, % от натурального объема.

Диаграмма 13. Доли портов Азово-Черноморского бассейна в объеме грузооборота товаров в России, % от натурального объема.

Диаграмма 14. Доли портов Каспийского бассейна в объеме грузооборота товаров в России., % от натурального объема.

Диаграмма 15. Структура поставок морских транспортных судов за 2023 год по странам происхождения, % от натурального объема.

Диаграмма 16. Объем поставок морских транспортных судов для отечественных судовладельцев, в ед. и тыс. тонн.

Диаграмма 17. Структура поставок морских транспортных судов по назначению, % от натурального объема.