В зависимости от поставленных Клиентом задач могут применяться различные методы сбора информации. Во многих случаях для более полного ответа на поставленные вопросы применяется совокупность методов.
Кабинетные исследования (Desk Research)
В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке изучаемого продукта(товара) и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
В качестве основных методов сбора и анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.
Хорошее кабинетное исследование должно быть логически выстроенным и внутренне непротиворечивым, емким без лишней малопригодной информации, точным и актуальным, давать возможность быстро получить нужные сведения.
Тайный покупатель (Mystery-Shopping)
Под методом тайный покупатель подразумевается изучение деятельности компаний, предприятий, дилеров и дистрибьюторов, государственных органов и других учреждений (иногда торговых залов, магазинов и пр.) с целью получения в завуалированной форме требующейся информации и описания их деятельности по заранее заданным критериям. Обученные интервьюеры, а иногда и сам исследователь посещают и/или звонят по телефону в компании, выступая в роли потенциальных потребителей/покупателей продукта или услуги, изучают объект по специально разработанному плану.
В исследованиях мы часто применяем телефонное экспертные интервью со специалистами участников рынка по схеме Mystery-Shopping. Специалистом считается сотрудник компании, обладающий достаточной компетенцией для ответа на вопросы о сфере деятельности, объемах производства, импорта, экспорта и/или реализации продукции, ценовой политике и пр.
Практически всегда процесс получения сведений об объеме производства, импорта, экспорта, уровне цен, марже и т.д. является очень трудоемким и сложным. Например, часто сведения о выпуске продукции не содержатся в данных ФСГС РФ.
Mystery-Shopping является эффективным методом во многих наших исследованиях.
Он предполагает вступление в переговоры в завуалированной форме с компаниями производителями от имени потенциального потребителя (компании Заказчика).
В качестве легенды мы обычно используем следующую: относительно новая компания на рынке планирует найти надежного поставщика продукции для производства/торговли/снабжения (зависит от продукта) и т.д. Для большей убедительности легенды, которую мы используем во время проведения переговоров, специально создается корпоративная почта, корпоративный телефон и пр. важные атрибуты.
Во время проведения переговоров с «потенциальными компаниями поставщиками» в числе важных для обсуждения вопросов являются:
- текущие объемы производства
- % свободных (незагруженных) производственных мощностей, которые «как бы» можно задействовать под наши нужды
- производственные мощности, которые можно относительно легко нарастить в дополнение к уже существующим
- ценовая политика
- мнение сотрудника компании о прогнозе объемов рынка, производства, конкуренции, основных тенденций и т.д.
- другие важные вопросы при необходимости
Без знания ответов на данные вопросы компании Заказчику (т.е. нашей) сложно сделать обоснованный выбор в пользу того или иного поставщика, поэтому такие вопросы всегда оправданы, если они тонко и деликатно преподнесены.
Опросы (опросные методы)
Опросы – это самый распространенный в мире метод сбора информации о респондентах, объекте и предмете исследования. Метод позволяет получить сведения о фактах, событиях, мнениях, знаниях, предпочтениях, установках, мотивациях представителей, интересующих нас социальных (целевых) групп.
Существует множество типов опросных методов, к которым относятся различные виды личных интервью и анкетирования, также выделяют телефонные интервью и пр. методы.
Необходимо иметь в виду, что результаты опросных методов всегда отражают субъективное мнение опрашиваемых. Следствием этого является ограниченность в применении данного метода. Выводы, сделанные из информации, полученной в ходе опросов, требуют проверки и сопоставления с данными из других источников.
Все опросные процедуры можно разделить на две большие группы в зависимости от способа взаимодействия (коммуникации) интервьюера и респондента.
При непосредственном взаимодействии:
- личные интервью с рядовыми респондентами стандартизированные и полустандартизированные
- личные интервью экспертные
- личные интервью глубинные (нестандартизованные/свободные)
При опосредованном взаимодействии:
- интервью телефонные (в т.ч. по технологии CATI - Computer Assisted Telephone Interview)
- анкетирование, в т.ч. online-опросы
В зависимости от основания классификации опросные методы можно разделить на другие группы:
- индивидуальные и групповые
- массовые и специализированные
- очные и заочные
- интервью и анкетирование по месту проведения: квартирные, в местах продаж, уличные, на рабочем месте и пр.
- интервью по технике проведения: нестандартизованные (свободные), полустандартизированные и стандартизированные (формализованные)
- др.
Экспертное интервью – это интервью, беседа с респондентами, являющимися носителями специальных знаний в различных областях, недоступных другим в силу специализированных видов деятельности, в которых заняты опрашиваемые. Как правило, респондентами выступают высококвалифицированные специалисты в своих сферах деятельности, причем ими могут быть как сотрудники управленческого, верхнего звена, так и, например, технические специалисты низших звеньев в компании. Важным критерием является не должность или социальный статус, а ограниченность доступа к определенным знаниям в силу различных факторов.
Отметим, что агентством DISCOVERY Research Group накоплена широкая база контактов экспертов (в том числе труднодоступных в виду уникальности компетенций и/или высокого статуса) в различных отраслях.
Глубинное интервью – это как правило продолжительное по времени нестандартизованное (свободное) интервью по общей программе, но без жестко сформулированных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера, направленное на получение сведений о внутренних побуждениях, мотивах респондентов. Успешность применения метода во многом зависит от квалификации интервьюера. К проектам, в которых требуется проведение глубинных интервью, мы привлекаем наиболее квалифицированных интервьюеров.
Практически все личные интервью, холл-тесты (hall-test) сотрудники агентства DISCOVERY Research Group проводят на планшетных компьютерах по технологии CAPI (Computer Assisted Personal Interview).
CAPI это фактически технологический инструмент, который позволяет интервьюеру проводить личное интервью с респондентом, при помощи компьютера, ноутбука, планшета и даже смартфона (которые мы применяли в нескольких проектах).
Это техника опроса при которой интервьюер задает вопросы респонденту лично, а полученные ответы заносит в электронную анкету.
Анкетирование
Анкетирование – это процедура, предполагающая получение сведений от анкетируемого по жестко заданной схеме. Порядок, содержание, форма вопросов, способы ответов являются строго фиксированными. В этом смысле анкетирование имеет схожие черты со стандартизованным интервью.
Регистрация ответов на вопросы анкеты проводится респондентом либо лично (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (очный опрос).
Анкетный опрос является более дешевым и оперативным, чем интервьюирование.
Анкета является основным инструментарием анкетирования и может быть представлена в виде организованной по определенному алгоритму системы вопросов, направленных на получение заданной исследователем информации, на выявление характеристик объекта исследования.
Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования.
Разработаны определенные правила и принципы разработки и построения анкеты. Существует довольно обширная классификация вопросов. Разные типы вопросов выполняют различные функции и направлены на выявление различных характеристик объекта исследования.
Распространенные в настоящее время online-опросы (по технологии CAWI - Computer Assisted Web Interviewing), которые также широко применяются агентством DISCOVERY Research Group, являются разновидностью анкетирования.
Анкетирование проводится с использованием Интернета. Анкетируемый, включенный в большую базу данных респондентов, отвечает на вопросы электронной анкеты без участия анкетера или интервьюера. Необходимо учитывать ограничения данного метода.
Фокус-группы
Метод фокус-групп – это фактически глубокое или глубинное интервью, но только не индивидуальное (личное), а групповое.
Таким образом исследование состоит в глубинном интервьюировании целевой аудитории. Во время проведения фокус-группы исследователь получает от представителей аудитории субъективные мнения о товаре, услуге, упаковке, бренде и прочих объектах исследования. В качестве объектов могут выступать в том числе предметы нематериального мира, очень специфические вещи, такие как концепции развития транспортной отрасли России или образ Москвы в представлениях туристов из Китая.
В широком смысле под фокус-группой можно понимать сам метод исследования, а в узком часто имеют ввиду группу респондентов, которые будут участвовать в исследовании.
Количество участников фокус-группы обычно варьируется в диапазоне от 3-4 до 10. Хотя редко встречаются группы с двумя участниками. Такой объем можно считать оптимальным или приближенным к оптимальному применительно к данному методу.
На успешность результатов исследования, получаемых посредствам метода фокус-групп, влияет довольно большое количество факторов, почти всегда большее, чем при личных интервью. К их числу можно отнести:
- корректно (методологически верно) сформированный состав участников
- квалификация модератора группы
- комфортность места проведения
Холл-тест (Hall-test)
Метод основан на анкетировании респондентов по вопросам их восприятия товара, услуги, названия, торговой марки, упаковки и пр.
Вначале респондентам для изучения представляют объект тестирования, а затем предлагают заполнить специальную анкету, состоящую из стандартизованных вопросов или ответить устно на вопросы, задаваемые интервьюером.
В результате исследователь получает возможность понять, какие оценки назначат потребители различным характеристикам товара, его упаковке, торговой марке или рекламному сообщению.
В течение 2021-2023 гг. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело для нашей компании ряд маркетинговых исследований.
Ломбарды "Сияй" выражает благодарность DISCOVERY Research Group за выполненный для нас исследовательский проект, посвященный потребительскому поведению клиентов ломбарада.
Благодарим Вас и замечательный коллектив «Дискавери РГ» за профессионализм, оперативность и качество проведении исследования на тему «Анализ рынка импортных тестов для иммунологической IN VITRO диагностики туберкулеза в России» в рамках договора 124 от «08» апреля 2024 г.
Выражаю благодарность DISCOVERY Research Group за проведение маркетингового исследования российского рынка турбомолекулярных насосов.
ООО "НПО Промет" выражает благодарность DISCOVERY Research Group за подготовку серий маркетинговых исследований, посвященных профильным для нашей компании рынкам.