Маркетинговые ииследования рынка

В зависимости от поставленных Клиентом задач могут применяться различные методы сбора информации. Во многих случаях для более полного ответа на поставленные вопросы применяется совокупность методов.

 

Кабинетные исследования (Desk Research)

В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке изучаемого продукта(товара) и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

В качестве основных методов сбора и анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Хорошее кабинетное исследование должно быть логически выстроенным и внутренне непротиворечивым, емким без лишней малопригодной информации, точным и актуальным, давать возможность быстро получить нужные сведения.

 

Тайный покупатель (Mystery-Shopping)

Под методом тайный покупатель подразумевается изучение деятельности компаний, предприятий, дилеров и дистрибьюторов, государственных органов и других учреждений (иногда торговых залов, магазинов и пр.) с целью получения в завуалированной форме требующейся информации и описания их деятельности по заранее заданным критериям. Обученные интервьюеры, а иногда и сам исследователь посещают и/или звонят по телефону в компании, выступая в роли потенциальных потребителей/покупателей продукта или услуги, изучают объект по специально разработанному плану.

В исследованиях мы часто применяем телефонное экспертные интервью со специалистами участников рынка по схеме Mystery-Shopping. Специалистом считается сотрудник компании, обладающий достаточной компетенцией для ответа на вопросы о сфере деятельности, объемах производства, импорта, экспорта и/или реализации продукции, ценовой политике и пр.

Практически всегда процесс получения сведений об объеме производства, импорта, экспорта, уровне цен, марже и т.д. является очень трудоемким и сложным. Например, часто сведения о выпуске продукции не содержатся в данных ФСГС РФ.

Mystery-Shopping является эффективным методом во многих наших исследованиях.

Он предполагает вступление в переговоры в завуалированной форме с компаниями производителями от имени потенциального потребителя (компании Заказчика).

В качестве легенды мы обычно используем следующую: относительно новая компания на рынке планирует найти надежного поставщика продукции для производства/торговли/снабжения (зависит от продукта) и т.д. Для большей убедительности легенды, которую мы используем во время проведения переговоров, специально создается корпоративная почта, корпоративный телефон и пр. важные атрибуты.

Во время проведения переговоров с «потенциальными компаниями поставщиками» в числе важных для обсуждения вопросов являются:

  • текущие объемы производства
  • % свободных (незагруженных) производственных мощностей, которые «как бы» можно задействовать под наши нужды
  • производственные мощности, которые можно относительно легко нарастить в дополнение к уже существующим
  • ценовая политика
  • мнение сотрудника компании о прогнозе объемов рынка, производства, конкуренции, основных тенденций и т.д.
  • другие важные вопросы при необходимости

Без знания ответов на данные вопросы компании Заказчику (т.е. нашей) сложно сделать обоснованный выбор в пользу того или иного поставщика, поэтому такие вопросы всегда оправданы, если они тонко и деликатно преподнесены.

 

Опросы (опросные методы)

Опросы – это самый распространенный в мире метод сбора информации о респондентах, объекте и предмете исследования. Метод позволяет получить сведения о фактах, событиях, мнениях, знаниях, предпочтениях, установках, мотивациях представителей, интересующих нас социальных (целевых) групп.

Существует множество типов опросных методов, к которым относятся различные виды личных интервью и анкетирования, также выделяют телефонные интервью и пр. методы.

Необходимо иметь в виду, что результаты опросных методов всегда отражают субъективное мнение опрашиваемых. Следствием этого является ограниченность в применении данного метода. Выводы, сделанные из информации, полученной в ходе опросов, требуют проверки и сопоставления с данными из других источников.

Все опросные процедуры можно разделить на две большие группы в зависимости от способа взаимодействия (коммуникации) интервьюера и респондента.

При непосредственном взаимодействии:

  • личные интервью с рядовыми респондентами стандартизированные и полустандартизированные
  • личные интервью экспертные
  • личные интервью глубинные (нестандартизованные/свободные)

При опосредованном взаимодействии:

  • интервью телефонные (в т.ч. по технологии CATI - Computer Assisted Telephone Interview)
  • анкетирование, в т.ч. online-опросы

В зависимости от основания классификации опросные методы можно разделить на другие группы:

  • индивидуальные и групповые
  • массовые и специализированные
  • очные и заочные
  • интервью и анкетирование по месту проведения: квартирные, в местах продаж, уличные, на рабочем месте и пр.
  • интервью по технике проведения: нестандартизованные (свободные), полустандартизированные и стандартизированные (формализованные)
  • др.

Экспертное интервью – это интервью, беседа с респондентами, являющимися носителями специальных знаний в различных областях, недоступных другим в силу специализированных видов деятельности, в которых заняты опрашиваемые. Как правило, респондентами выступают высококвалифицированные специалисты в своих сферах деятельности, причем ими могут быть как сотрудники управленческого, верхнего звена, так и, например, технические специалисты низших звеньев в компании. Важным критерием является не должность или социальный статус, а ограниченность доступа к определенным знаниям в силу различных факторов.

Отметим, что агентством DISCOVERY Research Group накоплена широкая база контактов экспертов (в том числе труднодоступных в виду уникальности компетенций и/или высокого статуса) в различных отраслях.

Глубинное интервью – это как правило продолжительное по времени нестандартизованное (свободное) интервью по общей программе, но без жестко сформулированных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера, направленное на получение сведений о внутренних побуждениях, мотивах респондентов. Успешность применения метода во многом зависит от квалификации интервьюера. К проектам, в которых требуется проведение глубинных интервью, мы привлекаем наиболее квалифицированных интервьюеров.

Практически все личные интервью, холл-тесты (hall-test) сотрудники агентства DISCOVERY Research Group проводят на планшетных компьютерах по технологии CAPI (Computer Assisted Personal Interview).

CAPI это фактически технологический инструмент, который позволяет интервьюеру проводить личное интервью с респондентом, при помощи компьютера, ноутбука, планшета и даже смартфона (которые мы применяли в нескольких проектах).

Это техника опроса при которой интервьюер задает вопросы респонденту лично, а полученные ответы заносит в электронную анкету.

 

Анкетирование

Анкетирование – это процедура, предполагающая получение сведений от анкетируемого по жестко заданной схеме. Порядок, содержание, форма вопросов, способы ответов являются строго фиксированными. В этом смысле анкетирование имеет схожие черты со стандартизованным интервью.

Регистрация ответов на вопросы анкеты проводится респондентом либо лично (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (очный опрос).

Анкетный опрос является более дешевым и оперативным, чем интервьюирование.

Анкета является основным инструментарием анкетирования и может быть представлена в виде организованной по определенному алгоритму системы вопросов, направленных на получение заданной исследователем информации, на выявление характеристик объекта исследования.

Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования.

Разработаны определенные правила и принципы разработки и построения анкеты. Существует довольно обширная классификация вопросов. Разные типы вопросов выполняют различные функции и направлены на выявление различных характеристик объекта исследования.

Распространенные в настоящее время online-опросы (по технологии CAWI - Computer Assisted Web Interviewing), которые также широко применяются агентством DISCOVERY Research Group, являются разновидностью анкетирования.

Анкетирование проводится с использованием Интернета. Анкетируемый, включенный в большую базу данных респондентов, отвечает на вопросы электронной анкеты без участия анкетера или интервьюера. Необходимо учитывать ограничения данного метода.

 

Фокус-группы

Метод фокус-групп – это фактически глубокое или глубинное интервью, но только не индивидуальное (личное), а групповое.

Таким образом исследование состоит в глубинном интервьюировании целевой аудитории. Во время проведения фокус-группы исследователь получает от представителей аудитории субъективные мнения о товаре, услуге, упаковке, бренде и прочих объектах исследования. В качестве объектов могут выступать в том числе предметы нематериального мира, очень специфические вещи, такие как концепции развития транспортной отрасли России или образ Москвы в представлениях туристов из Китая.

В широком смысле под фокус-группой можно понимать сам метод исследования, а в узком часто имеют ввиду группу респондентов, которые будут участвовать в исследовании.

Количество участников фокус-группы обычно варьируется в диапазоне от 3-4 до 10. Хотя редко встречаются группы с двумя участниками. Такой объем можно считать оптимальным или приближенным к оптимальному применительно к данному методу.

На успешность результатов исследования, получаемых посредствам метода фокус-групп, влияет довольно большое количество факторов, почти всегда большее, чем при личных интервью. К их числу можно отнести:

  • корректно (методологически верно) сформированный состав участников
  • квалификация модератора группы
  • комфортность места проведения

 

Холл-тест (Hall-test)

Метод основан на анкетировании респондентов по вопросам их восприятия товара, услуги, названия, торговой марки, упаковки и пр.

Вначале респондентам для изучения представляют объект тестирования, а затем предлагают заполнить специальную анкету, состоящую из стандартизованных вопросов или ответить устно на вопросы, задаваемые интервьюером.

В результате исследователь получает возможность понять, какие оценки назначат потребители различным характеристикам товара, его упаковке, торговой марке или рекламному сообщению.

Наши клиенты
Все клиенты
Intel
Маркетинговые ииследования рынка
IT / Телевидение
Microsoft
Маркетинговые ииследования рынка
IT / Телевидение
Bmw
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобили
Mercedes Benz
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобили
Toyota
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобили
Volkswagen
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобили
Shell
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобильные масла
Роснефть
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобильные масла
Bridgestone
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобильные шины
Michelin
Маркетинговые ииследования рынка
Автомобильные шины
Danone
Маркетинговые ииследования рынка
Продукты питания
Mars
Маркетинговые ииследования рынка
Продукты питания
McDonald's
Маркетинговые ииследования рынка
Продукты питания
Nestle
Маркетинговые ииследования рынка
Продукты питания
General Electric
Маркетинговые ииследования рынка
Промышленные рынки
Газпром
Маркетинговые ииследования рынка
Промышленные рынки
Fix Price
Маркетинговые ииследования рынка
Розничная торговля
LEROY MERLIN
Маркетинговые ииследования рынка
Розничная торговля
Эльдорадо
Маркетинговые ииследования рынка
Розничная торговля
Knauf
Маркетинговые ииследования рынка
Строительные и отделочные материалы
Tarkett
Маркетинговые ииследования рынка
Строительные и отделочные материалы
ТехноНИКОЛЬ
Маркетинговые ииследования рынка
Строительные и отделочные материалы
Apple
Маркетинговые ииследования рынка
Техника бытовая и промышленная
Samsung
Маркетинговые ииследования рынка
Техника бытовая и промышленная
Sony
Маркетинговые ииследования рынка
Техника бытовая и промышленная
Adidas
Маркетинговые ииследования рынка
Изготовление этикеток и наклеек
Ikea
Маркетинговые ииследования рынка
Изготовление этикеток и наклеек
Johnson & Johnson
Маркетинговые ииследования рынка
Изготовление этикеток и наклеек
L'Oréal
Маркетинговые ииследования рынка
Изготовление этикеток и наклеек
METRO
Маркетинговые ииследования рынка
Изготовление этикеток и наклеек
Philip Morris
Маркетинговые ииследования рынка
Изготовление этикеток и наклеек
Все клиенты
Отзывы о нас
Отзывы о нас
Все Отзывы о нас
Компания Döcke
Компания Döcke

Компания Döcke, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за серию исследования рынков, выполненных в 2021-2023 гг.

ООО
ООО "Курскхимволокно"

ООО "Курскхимволокно", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за исследования рынков химических нитей и продуктов из них.

ЗАО Группа компаний
ЗАО Группа компаний "НАВИГАТОР"

ЗАО Группа компаний "НАВИГАТОР", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведенные в течение 2020-2023 гг. исследования рынков сложных технических изделий.

Новакосметикс
Новакосметикс

ООО "Новакосметикс", выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за проведение исследований рынка декоративной косметики.

ООО
ООО "Вилма Торг"

Компания ВИЛМА, выражает благодарность маркетинговому агентству DESCOVERY Research Group за качественное и профессиональное предоставление услуг по маркетинговым исследованиям ряда российских рынков.