Маркетинговые ииследования рынка

 

Состояние транспортного сектора является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность российской национальной экономики. Транспортная отрасль прямо или опосредованно влияет на множество важнейших факторов для экономического развития, от конкурентоспособности экспорта, напрямую зависящей от эффективности цепочек поставок предприятий, до развития инновационных технологий. В частности, транспортные компании могут быть источниками платежеспособного спроса на технологии цифровой экономики.

Всего грузоперевозки по всем видам транспорта в 2017 г. составили 7 995 961 тыс. тн., что на 1,4% выше, чем в предыдущем году. За 11 месяцев 2018 г. количество грузоперевозок составило 7 426 462 тыс. тн. Доля коммерческих грузоперевозок в 2017 г. составила 52%, на 0,8% больше, чем в 2016 г. В 2018 г. доля коммерческих перевозок практически не изменилась.

Диаграмма 1. Объем и темп прироста грузоперевозок в России в 2016-нояб. 2018 гг., тн. и %.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

В структуре грузоперевозок автомобильные направления в логистике РФ занимают лидирующие позиции на рынке – на них пришлось 68,12% в 2017 г. Причина проста – многие компании забрали выгодную клиентуру у железнодорожных перевозчиков. При анализе транспортных издержек многим компаниям становится очевиден факт несомненного преимущества автотранспорта на дальних и средних магис

Диаграмма 2. Структура грузоперевозок в России по видам транспорта в 2017 г., % от натурального объема.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

По данным ФСГС РФ, индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2017 г. составил 109% по отношению к предыдущему году.

Диаграмма 3. Индексы тарифов на грузовые перевозки по России в 2010-2017 гг., в % к декабрю предыдущего года.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

В 2016 г. объем грузоперевозок автомобильным транспортом составил 5 446 971 тыс. тн., что на 0,3% выше показателя предыдущего года. В 2017 г. грузооборот автомобильного транспорта составил 253 140 млн. тонно-км. По итогам 2017 года грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 2,15% по сравнению со значением прошлого года, что ниже среднего показателя по грузовому транспорту, равного 5,4%.

Несмотря на рост грузовых перевозок автотранспортом в 2017 году и ожидаемые положительные тенденции, эксперты рынка считают, что такие перевозки в наибольшей степени нуждаются в развитии.

Одна из причин заключается в низком уровне развития автодорожной инфраструктуры. При этом в среднесрочной перспективе прогнозируется рост объемов строительства и реконструкции автодорог федерального значения. Максимальной отметки данный показатель может достичь в 2018 году за счет реализации большого количества концессионных проектов, крупнейшие из которых связаны со строительством участков трассы М-11.

Наибольший объем перевезенных грузов автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности в 2017 г. приходился на Центральный федеральный округ.

В числе основных драйверов роста сектора эксперты рынка отмечают экспансию торговых сетей в регионы России и развитие интернет-торговли. Так, в 2017 году X5 Retail Group и «Магнит» продолжили расширяться в восточном направлении, открывая новые магазины в Уральском и Сибирском федеральных округах. По данным Росстата, открытие розничными сетями торговых точек (супермаркетов и гипермаркетов) в регионах в 2016 году повлекло за собой всплеск объема грузооборота в 2017 году. Эксперты BMI прогнозируют сдержанный рост грузооборота автомобильных перевозок на 1,4% в 2018 году.

По страхованию грузов объем премий в 1 квартале 2018 г. составил 5,56 млрд. руб., что на 21,56% выше аналогичного периода предыдущего года. По страхованию ответственности объем премий в 1 квартале 2018 г. составил 12,04 млрд. руб., что на 1,69% ниже аналогичного периода предыдущего года.

В отчете проведен анализ конкурентной ситуации в отрасли автомобильных грузоперевозок в России, предоставлена подробная характеристика 10 крупнейших компаний. На рынке действуют компании нескольких типов: крупные компании (более 300 грузовиков), средние компании (от 50 до 300 грузовиков), небольшие семейные компании и индивидуальные предприниматели (от 1 до 50 грузовиков), логистические компании, кэптивные компании (дочерние логистические компании крупных розничных сетей), а также компании, специализирующиеся на перевозках определенных типов грузов (например, легковых машин).

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке: