Маркетинговые ииследования рынка

 

Самым динамично развивающимся в России форматом торговли в последнюю пару лет стали алкомаркеты – их число увеличилось в 15 раз. Сейчас в России порядка 8 тысяч алкомаркетов.

По данным Росалкогольрегулирования, в 2017 году на 100 тыс. человек приходилось более 120 магазинов. Программа укрепления общественного здоровья предполагает, что количество выдаваемых лицензий будет сокращено. Оно будет зависеть от количества жителей в регионе и не превышать 50 на 100 тыс. человек. Аналогично хотят сохранить и количество магазинов, продающих табачные изделия.

Всего в стране работали более 223 тыс. розничных точек с системой госучета ЕГАИС, из которых чуть более 43 тыс. приходилось на общепит. Статистика Infoline свидетельствует о быстром росте продаж алкомаркетов: например, в 2015 году сеть «Бристоль» нарастила обороты на 109%, «Красное и Белое» — на 75,5%. При этом средний темп роста ритейла в целом по стране составил всего 13,6%. В 2017 г. прирост выручки сети «Бристоль» составил 60%, в то время как прирост «Красное и Белое» - 52%.

Экспертный совет при правительстве РФ предложил сократить в 2,5 раза количество магазинов, продающих алкоголь и табачные изделия.

Продажи алкогольной продукции без учета пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи в 2018 году увеличились на 8,5% и составили 210,2 млн дкл. Продажи водки выросли на 7,1%, до 71,4 млн дал, коньяка - на 12,1%, до 11,3 млн дкл. Объем розницы шампанских и игристых вин возрос в 2018 году на 2,3% и составил 11,3 млн дкл, тихих вин - на 6%, до 49,6 млн дкл.

Диаграмма 1. Структура рынка продаж алкогольной продукции в России в 2018 г., % от натурального объема.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Весь объем российского рынка специализированных алкогольных сетей оценивается в $7,5 млрд, около 50% занимает «Красное и Белое», примерно 15–20% — у «Бристоля», оставшаяся доля приходится на прочие сети, как работающие в экономсегменте («Норман», «Горилка» и др.), так и премиальные («Ароматный мир» и др). Последние занимают 10% рынка.

Диаграмма 2. Структура рынка специализированных алкогольных сетей в России в 2018 г., % стоимостного объема.

Источник: расчеты Discovery Research Group по данным РБК.

Приучив потребителей приходить за недорогим алкоголем, алкомаркеты пытаются дрейфовать в категорию «магазинов у дома». Уже сейчас на алкоголь приходится примерно 65% ассортимента у «Красного & Белого». У «Бристоля» — только 30%. Остальное — бакалея, овощи-фрукты, сладости и другие товары. Кроме ассортимента под СТМ в «Бристоле» продается минеральная вода «Нижний Кармадон» и фрукты компании «Казачий хутор» из Северной Осетии.

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем производства алкогольной продукции в России в 2018 г. составил 186 821 тыс. дкл. В 2017 г. этот показатель равнялся 186 785 тыс. дкл. Категория «Водка» занимала наибольшую долю 42,1% в натуральном объеме производства.

Диаграмма 3. Структура производства алкогольной продукции в России по категориям в 2018 г., % от натурального объема

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Тенденции на российском рынке ритейла, наблюдавшиеся в последние годы, пока сохраняются: современные форматы торговли вытесняют традиционные, ведущие ритейлеры наращивают свою долю, а россияне продолжают покупать продукты по скидкам и выгодным акциям.

Россияне достаточно неохотно отказываются от сберегательной модели, то есть они привыкли за последние два-три года активно покупать продукты со скидками, по промо-акциям. Для кого-то это вынужденная мера, потому что их экономические возможности ограничены. К примеру, более 30% потребителей активно ищут скидки, покупают только по скидкам». По итогам 2017 года уже больше 20% объема продаж приходится на продажи с теми или иными скидками. При этом, по оценке InfoLine, в отдельных категориях (например, спиртное, бытовая химия и парфюмерия, кофе) доля продаж по акциям может превышать 50%.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке: