Маркетинговые ииследования рынка

 

Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка вентилируемых фасадов в России. В отчете, подготовленном агентством, представлена подробная информация о производстве, импорте, экспорте и рынке в целом как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Вентилируемый фасад – это конструкция, собираемая с внешней стороны стен здания, состоящая из соединенных между собой фасадных кронштейнов, направляющих профилей и фасадной облицовки.

В 2017 году рынок фасадных систем продолжил падение, начавшееся в 2016 году. Объем рынка фасадных систем в 2017 г. составил 46 990 тыс. м2. Темп прироста в 2017 г. составил -6,5%. В 2017 г. на объемы монтажа штукатурных систем приходилось 57%, в то время как сегмент навесных систем уменьшился до 43%.

Диаграмма 1. Объем и темп прироста рынка фасадных систем в России в 2009-2017 гг., тыс. м2.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

В 2017 г. объем рынка вентилируемых фасадов составлял 20 млн. м2. Темп прироста равнялся -10,4%. В стоимостном выражении объем рынка вентилируемых фасадов в 2017 г. составлял 65 млрд. руб. Темп прироста равнялся -8%.

Основная часть навесных вентилируемых фасадов в 2017 г. устанавливалась на жилых домах. Около 42% — многоэтажные новые дома в черте городов, 8% при реконструкции городского жилищного фонда.

Также часть от общего объема занимали вентилируемые фасадные системы, установленные на частные коттеджи и загородные дома. Существуют навесные фасады, возведенные на зданиях общественного назначения, промышленных объектах. Каждый год публикуются объявляемые государственные тендеры для облагораживания региональных и муниципальных зданий.

Диаграмма 2. Структура рынка вентилируемых фасадов по объектам назначения в России в 2017 г., %.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

На российском рынке представлены системы вентилируемых фасадов как отечественного производства, так и импортного. При этом доля импортной продукции не превышает 3%. Это связано с высокими логистическими затратами. В настоящее время зарубежные компании предпочитают патентовать технологии производства и открывать предприятия по выпуску продукции под собственной маркой на территории России.

Крупнейшими производителями вентилируемых фасадов можно считать U-kon и «Краспан», на долю которых в совокупности приходится около 30% рынка. Чуть более 20 компаний имеют от 7% до 2% рынка. Оставшаяся часть приходится на мелких игроков, выпускающих лишь продукцию одного вида (один вид облицовки и один материал системы креплений), недостающие части фасадной системы закупающих у крупных компаний.

Обычно система навесного фасада производится из алюминия или стали. В настоящее время на российском рынке преобладают стальные системы. Для изготовления системы в большинстве случаев используется обычная тонкая оцинкованная сталь, соответствующая ГОСТу.

Диаграмма 3. Доли сегментов рынка вентилируемых фасадов по видам металла в России в 2017 г., %.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Итоговая цена квадратного метра вентилируемого фасада складывается из конструктивных особенностей системы и крепежа, металла, из которого изготовлена подсистема и сложности проекта.

Облицовочные материалы составляют большую долю затрат при установке системы вентилируемых фасадов. При этом стоимость покрытий может различаться в 2-3 раза. По мнению специалистов, именно в сегменте облицовки разворачивается основная конкурентная борьба.

По состоянию на 2017 год, в России существует 10 видов облицовочных фасадных материалов, сертифицированных для применения в системах вентилируемых фасадов. Наиболее популярными в России можно назвать следующие материалы, используемые для облицовки фасадных конструкций:

  • • керамогранит. Он занимает первое место по популярности ввиду своей сравнительно низкой стоимости, высокой прочности и великолепных эксплуатационных характеристик;
  • • композитные панели;
  • • металл. К данной категории можно отнести как оцинкованную сталь, так и легкий алюминий;
  • • фиброцементные и волокнисто-цементные панели;
  • • винил и прочие материалы.

 

Помимо вышеуказанных, существуют и «несистемные» виды фасадной облицовки: бетон, дерево и так далее. Однако, применение в промышленном и гражданском строительстве несертифицированных способов облицовки ограничено. Поэтому для применения другого вида отделки вентфасада, не указанного выше, понадобятся дополнительные экспертизы проектных решений, включая натурные испытания.

Одной из проблем на рынке фасадов является несовершенная нормативная база в сегментах светопрозрачных фасадов и навесных фасадных систем. В связи с этим Минстроем РФ была запланирована кардинальная актуализация нормативного поля. Эти нововведения стали одной из главных тем конгресса Facades of Russia в 2017 г.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке:

Анализ рынка вентилируемых фасадов в России

Строительные и отделочные материалы
Анализ рынка вентилируемых фасадов в России