Маркетинговые ииследования рынка

 

Всего грузоперевозки по всем видам транспорта в 2017 г. составили 7 995 961 тыс. тн., что на 1,4% выше, чем в предыдущем году. За 11 месяцев 2018 г. количество грузоперевозок составило 7 426 462 тыс. тн. Доля коммерческих грузоперевозок в 2017 г. составила 52%, на 0,8% больше, чем в 2016 г. В 2018 г. доля коммерческих перевозок практически не изменилась.

Диаграмма 1. Объем и темп прироста грузоперевозок в России в 2016-нояб. 2018 гг., тн. и %.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

По данным ФСГС РФ, индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2017 г. составил 109% по отношению к предыдущему году.

Объем погрузки на железнодорожном транспорте в 2017 году составил 1266 млн тонн, превысив аналогичный показатель 2016 года на 3,2%. Грузооборот увеличился на 6,4% в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом, достигнув показателя 2 493 428 млн. тонно-км. Рост погрузки оказался в два раза меньше в силу увеличения средней дальности перевозок. Эти показатели стали рекордными за последнее время.

Диаграмма 2. Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом в России в 2016-нояб. 2018 гг., тыс. тн. и % прироста.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Наиболее важным фактором роста стало увеличение на 9% объема перевозок угля, по итогам года достигшего 362 млн тонн. Также существенный рост объемов погрузки наблюдался в перевозках химических и минеральных удобрений (7%) и зерна (15%).

Диаграмма 3. Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом по видам груза в России в 2015-2017 гг., млн. тн.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Характерной особенностью прошедшего года является рост объема контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, обусловленный возрастающей интенсивностью транзитных перевозок, а также продолжающейся тенденцией контейнеризации.

В 2017 году на рынке железнодорожных операторов появились признаки консолидации. Доля 10 крупнейших вагонных операторов в структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом увеличилась до 60%, при этом в их управлении находилось 57% парка грузовых вагонов.

В отчете рассмотрена структура грузоперевозок железнодорожным транспортом: внутренние, импорт, экспорт и транзит.

Развитие железнодорожных грузоперевозок в России зависит как от поддержки государства, так и от отраслей, деятельность которых связана с транспортировкой грузов по железным дорогам.

Важной тенденцией рынка является сокращение парка грузовых вагонов на протяжении 2014-2016 годов, в результате чего в 2017 году возник дефицит подвижного состава. Сокращение произошло из-за введенного запрета на продление срока службы грузовых вагонов. Приказ Минтранса России от 25.12.2015 №382 «О внесении изменений в правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N286». Дефицит вагонов повлиял на ставки аренды полувагонов, став одной из причин их роста в течение всего года (после продолжительного спада в 2013-2016 годах).

Определением ключевых параметров развития железнодорожной инфраструктуры занимаются государство и ОАО «РЖД». Степень их влияния характеризуется капитальными вложениями в строительство железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций и прочих объектов, обеспечивающих функционирование железнодорожного комплекса. Капитальные вложения частных инвесторов в железнодорожную инфраструктуру в основном ограничиваются затратами грузовладельцев на модернизацию уже существующей инфраструктуры либо на строительство железнодорожных подходов к своим объектам. При этом идет развитие практики государственно-частного партнерства.

По страхованию грузов объем премий в 1 квартале 2018 г. составил 5,56 млрд. руб., что на 21,56% выше аналогичного периода предыдущего года. По страхованию ответственности объем премий в 1 квартале 2018 г. составил 12,04 млрд. руб., что на 1,69% ниже аналогичного периода предыдущего года.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке:

Анализ рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом в России

Грузовые и пассажирские перевозки
Анализ рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом в России