Маркетинговые ииследования рынка

 

Состояние транспортного сектора является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность российской национальной экономики. Транспортная отрасль прямо или опосредованно влияет на множество важнейших факторов для экономического развития, от конкурентоспособности экспорта, напрямую зависящей от эффективности цепочек поставок предприятий, до развития инновационных технологий.

Всего грузоперевозки по всем видам транспорта в 2017 г. составили 7 995 961 тыс. тн., что на 1,4% выше, чем в предыдущем году. За 11 месяцев 2018 г. количество грузоперевозок составило 7 426 462 тыс. тн. Доля коммерческих грузоперевозок в 2017 г. составила 52%, на 0,8% больше, чем в 2016 г. В 2018 г. доля коммерческих перевозок практически не изменилась.

В структуре грузоперевозок автомобильные направления в логистике РФ занимают лидирующие позиции на рынке – на них пришлось 68,12% в 2017 г. Причина проста – многие компании забрали выгодную клиентуру у железнодорожных перевозчиков. При анализе транспортных издержек многим компаниям становится очевиден факт несомненного преимущества автотранспорта на дальних и средних магистральных направлениях.

Диаграмма 1. Структура грузоперевозок в России по видам транспорта в 2017 г., % от натурального объема.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

По данным ФСГС РФ, индекс тарифов на грузовые перевозки в декабре 2017 г. составил 109% по отношению к предыдущему году.

Объем перевозок морским транспортом в России демонстрирует отрицательную динамику. Так, в 2017 году морским транспортом было перевезено 24,6 млн. тн. грузов, что на 0,2% ниже показателя 2016 года. Величина грузооборота составила 45 814 млн. тонно-км., что на 6,3% выше показателя предыдущего года.

Диаграмма 2. Объем грузоперевозок морским транспортом в России в 2016-нояб. 2018 гг., тыс. тн. и % прироста.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь.

Всего в РФ по данным реестра Росморречфлота 76 морских линий. Из них 23 в Северо-Западном бассейне, 34 в Дальневосточном и 19 в Южном. На конец 2017 года в российских морских реестрах всего было зарегистрировано 7 783 судна. Суммарный дедвейт флота составил 7 458 353 тонн. В 2016 году в реестрах под флагом РФ было зарегистрировано 580 судов. Валовая вместимость судов в 2017 г. составила 7 228 138 брутто-регистровых тонн.

В 2019 году на строительство пассажирских судов в России выделят почти миллиард рублей. Летом 2018 г. об этом заявили на Международном морском салоне, который открылся во Владивостоке. Заказ на целую флотилию для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе получил судостроительный комплекс «Звезда» на юге Приморья. Дальневосточная верфь претендует и на строительство супермощного ледокола «Лидер». Атомоход, равных которому не будет во всем мире, спроектирован специально для развития Северного морского пути — самого короткого торгового маршрута из Европы в Азию. На крупный заказ вместе с Приморьем претендует и Балтийский завод в Петербурге.

Судостроительные заводы в России загружены пока неравномерно. Значительное количество потенциальных заказов позволит сбалансировать загрузку верфей. Важным инструментом финансирования новостроя являются государственные лизинговые компании, которые обеспечивают строительство практически всего объема коммерческого флота.

Фактором влияния на состояние сектора выступает государственная поддержка развития Северного морского пути, позволяющего вдвое сократить время доставки грузов по сравнению с маршрутами через Панамский и Суэцкий каналы. Объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн тн. в 2017 году, что на 43% превышает показатель 2016 года.

Стивидорная отрасль является ключевым звеном в процессе осуществления международной торговли. В морских портах обрабатывается около 60% внешнеторговых грузов РФ. Сбалансированное и своевременное развитие портовой инфраструктуры способствует повышению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

Доля экспортных и транзитных морских перевозок, осуществляемых российскими судовладельцами, остается невысокой.

На сети ОАО «РЖД» в последнее десятилетие наблюдается стабильный ежегодный рост объёмов отправок грузов в сторону портов.

По страхованию грузов объем премий в 1 квартале 2018 г. составил 5,56 млрд. руб., что на 21,56% выше аналогичного периода предыдущего года. По страхованию ответственности объем премий в 1 квартале 2018 г. составил 12,04 млрд. руб., что на 1,69% ниже аналогичного периода предыдущего года.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке:

Анализ российского рынка грузоперевозок морским транспортом

Грузовые и пассажирские перевозки
Анализ российского рынка грузоперевозок морским транспортом