Маркетинговые ииследования рынка

 

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства.

В системе дополнительного образования детей в России в 2018 г. функционировали 13 409 государственных организаций, 363 – негосударственных, трудились 280 689 педагогических работников. На февраль 2019 г. в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге насчитывается порядка 5 568 образовательных учреждений дополнительного образования. Наиболее распространенными из них являются детские центры и школы развития.

Диаграмма 1. Структура рынка детских внеклассных развивающих услуг в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге в 2019 г. по учреждениям, % от общего количества учреждений.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

По данным Департамента образования г. Москвы, к 2019 г. количество детей, получающих дополнительное образование, увеличилось в 2 раза, по сравнению с 2012 годом. Стремительный рост детей, посещающих внеклассные занятия связан с письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216). Согласно этому письму, посещение внеурочных занятий является обязательным для учеников школ.

По результатам всероссийского опроса, проведенного одной из частных образовательных организаций в 58 регионах в 2018 г., жители крупных городов России могут тратить на дополнительное образование детей до трети зарплаты. При этом каждый пятый родитель оплачивает ребенку занятия с репетитором. У трети детей не хватает времени на все секции и допзанятия, которые им хотелось бы посещать. По оценкам DISCOVERY Research Group, средние расходы семей на внеклассные развивающие услуги в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области составляют 60 000 руб. в год.

На рынке детских образовательных услуг представлено 8 ключевых направлений услуг. Они существуют (оказываются) как каждая по отдельности, так и в комплексе в составе детских центров и клубов. Наиболее распространенными являются услуги раннего и физического воспитания, далее языковые курсы. На данный момент рынок образовательных и развивающих услуг в целом насыщен.

В сфере дополнительного образования происходит систематизация – например, дифференциация по уровням. В зависимости от требований к результатам общеразвивающие программы подразделяются на досуговые, продуктивные и обучающие. Обучающие общеразвивающие программы включают требования к учебным результатам. По сути, это выделение уровней программ в зависимости от «серьезности» отношения к их эффекту.

Франчайзинг популярен при обучении и развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На 2017 год в России на данный момент существует около 83 франшиз, 90% франшиз, распространенных в России, имеют собственное Российское происхождение, остальные 5% - проекты родом из Украины, США и Великобритании. При этом, сфера продаж распространяется не только на свои страны, но также на страны СНГ и ближнего зарубежья.

Диаграмма 2. Доли стран во франчайзинге образовательных и развивающих услуг для детей в 2017 г., % от общего количества.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Потребителями образовательных и развивающих услуг традиционно являются дети в возрасте 0-17 лет. По данным Федерального статистического наблюдения, чаще всего посещают программы допобразования дети 5-9 и 10-14 лет (37,3% и 47,2% соответственно), чуть реже – подростки 15-17 лет (30,7%).

Диаграмма 3. Распределение по возрастам детей, посещающих внеклассные развивающие услуги в России в 2018 г., %

Источник: расчеты Discovery Research Group.

В рамках исследования потребители образовательных и развивающих услуг были условно разделены на несколько возрастных групп:

  • • 0 – 2 года;
  • • 3 – 4 года;
  • • 5 – 6 лет;
  • • 7 – 16 лет.

Для каждой группы определены потребительские предпочтения по направлениям услуг, а также описаны факторы, оказывающие влияние на выбор услуг. Востребованность образовательных и развивающих курсов рассмотрена в структуре по направлениям для каждой группы.

Одной из важных тенденций на рынке внеклассных развивающих услуг в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге является распространение технологий онлайн-обучения. Самый ранний возраст, в котором ЮНЕСКО рекомендует использовать информационно-коммуникационные технологии для образования детей — три года. Осознанно учиться с помощью современных технологий ребенок начинает после пяти лет. Онлайн-обучение для дошколят проходит преимущественно в игровой манере и не предполагает проверки знаний. И только в школьном возрасте начинается серьезная работа: ученики развивают навыки, необходимые для аттестации и дальнейшей учебы.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке:

Анализ рынка внеклассных развивающих услуг в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге

Образование
Анализ рынка внеклассных развивающих услуг в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге