Маркетинговые ииследования рынка

 

В исследовании кратко рассмотрен рынок общественного питания в России и Санкт-Петербурге и сегмент классических ресторанов в Санкт-Петербурге. Подготовленный агентством отчет содержит подробную информацию о структуре рынка ресторанов по среднему чеку, по типу кухни и предприятия с указанием количества посадочных мест, рейтингов ресторанов и основных событий, влияющих на динамику развития рынка классических ресторанов в Санкт-Петербурге.

По данным Росстат, в 2018 году оборот предприятий общественного питания России вырос в сопоставимых ценах на 6,5% до 1,53 трлн руб.

Диаграмма 1. Динамика оборота рынка общественного питания в России в 2006–2018 гг., млрд. руб.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

По данным Петростата, оборот общественного питания Санкт-Петербурга по итогам 10 месяцев 2018 года вырос в сопоставимых (очищенных от инфляции) ценах на 6,3%, до 64,6 млрд. руб. По итогам всего года выручка рестораторов составила 78,2 млрд. руб.

Эксперты отмечают рост интереса инвесторов к инвестициям в ресторанным бизнес. В Санкт-Петербурге открываются новые рестораны, в том числе московскими игроками. Это связано, в том числе, и с ощутимым повышением туристического интереса к городу, вызванным девальвацией рубля по отношению к основным мировым валютам. При этом стоит отметить, что в большинстве случаев российские инвесторы рассматривают вложения в общепит как особенно рискованные, поэтому привлечь финансирование из внешних источников чаще всего непросто. При этом исследования в области ресторанного бизнеса обычно отмечают рынок в России как недостаточно насыщенный, которому есть куда расти и как развиваться. В Европе на 1000 жителей приходится около 150 посадочных мест.

По данным DISCOVERY Research Group, около половины всех заведений, представляющих общественное питание (включая фаст-фуд) позиционируют себя как рестораны – 52,2% точек общепита, к кафе себя относят 15,8%, к барам – 15,8% всех заведений.

По данным NPD, классические рестораны в 2018 году медленно сдавали свои позиции форматам типа фаст-кэжуал, кофейням, пекарням и даже фаст-фуду. Тенденция ярче всего проявилась в Санкт-Петербурге, где рестораны сократились на 11 % в 2018 году при росте сегмента общественного питания.

В 2017 г. объем рынка составил 31 132 млн. руб., в 2018 г. прирост рынка ресторанов в Санкт-Петербурге составил 6,8%, достигнув объемов 33 234 млн. руб. В 2018 году в Петербурге начали работу 380 ресторанов и закрылись — 258. В первом квартале 2019 в Санкт-Петербурге закрылось рекордное количество кафе и ресторанов. Впервые закрылось больше заведений, чем открылось.

Диаграмма 2. Объем и темпы прироста рынка ресторанов в Санкт-Петербурге в 2014-2018 гг. в стоимостном выражении, млн. руб., % прироста

Источник: расчеты Discovery Research Group.

В Санкт-Петербурге на май 2019 г. насчитывается всего 23 ресторана, чей средний счет превышает 3000 рублей. Они представлены ресторанами при элитных отелях или сетевыми ресторанами, также имеется несколько независимых ресторанов.

Наиболее представленной на ресторанном рынке Санкт-Петербурга в 2018 г. является европейская кухня, её доля составляет 52,5%. На втором месте – классическая русская кухня (27,3%). На третьем месте – итальянская кухня, её доля 19,3%. Значительное количество ресторанов Санкт-Петербурга предлагают свои клиентам меню, сочетающее блюда нескольких типов кухонь.

Диаграмма 3. Структура рынка ресторанов в Санкт-Петербурге по типу кухни в 2018 гг., % от натурального объема

Источник: расчеты Discovery Research Group.

По данным Петростата, в 2018 г. на 1000 жителей приходилось 98 посадочных мест, что на 15% больше, чем пять лет назад.

Для ресторанного рынка Санкт-Петербурга характерна сезонность. Эксперты различают высокий и низкий сезон посещаемости заведений общественного питания. Так как Петербург – в значительной степени туристический город, основной наплыв туристов приходится на летнее время. При этом, по отметкам профильных экспертов, туристы чаще предпочитают посещать простые заведения (кафе, бары и заведения фаст-фуда) в целях экономии времени, однако некоторые из них предпочитают классические рестораны.

На развитие рынка ресторанов влияют различные факторы: экономическая ситуация в стране, политика импортозамещения и эмбарго, появление новых игроков на рынке, покупательная способность населения.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке:

Анализ рынка классических ресторанов Санкт-Петербурга

Общественное питание - ресторанный бизнес
Анализ рынка классических ресторанов Санкт-Петербурга