Маркетинговые ииследования рынка

 

Объем и динамика российского рынка

Кафе и бары являются важным сегментом российского рынка общественного питания. Объем данного сегмента в 2017 году составил 11 247 заведений.

Количество и темпы прироста заведений в сегменте «Кафе/бары» в России в 2012-2017 гг., шт. и %.

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Структура сегмента кафе и баров

Структура сегмента кафе и баров в России можно рассмотреть с точки зрения формата и категории заведений. По формату заведения подразделяются на сетевые и не сетевые. В наибольшем количестве на территории России представлены кафе и бары не сетевого формата, общее количество которых насчитывало 8 799 шт. на конец 2017 года. Общий объем продаж у не сетевых кафе и баров в 2017 году составил 60 046 млн. рублей - 59%. Оставшийся 41% пришёлся на продажи «сетевиков».

Что касается категорий заведений, то здесь основными являются: «бары/пабы», «кафе», «джус/смузи бары» и «специализированные кофейни». Наибольшее количество сделок (транзакций) в 2017 году было совершено в заведениях категории «бары/пабы» и «специализированные кофейни», и их количество составило 134 185 тыс. шт. и 107 547 тыс. шт. соответственно.

Доли категорий в сегменте «Кафе/бары» в России в 2017 г. по количеству чеков (транзакций), % от объема сегмента в натуральном выражении.

* Указаны условные доли

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Самыми дорогими в сегменте кафе и баров в 2017 году стали сетевые заведения, средний чек в которых составил 453,4 руб., в то время как средняя стоимость покупки в заведениях не сетевого формата ровнялась 308,6 рублей. В целом в 2017 году наблюдалось снижение средней стоимости покупки практически во всех категориях заведений.

Ведущую позицию среди игроков сегмента кафе и баров в России продолжает занимать компания ООО «ГАЛЕРЕЯ-АЛЕКС». Ее доля на рынке в 2017 году составила 28,8%. Компания ООО «МОНЭКС ТРЕЙДИНГ», управляющая брендом Starbucks в России, стала вторым по величине игроком, доля которой составила 14,7%. В сегменте также присутствуют такие компании как ООО «КиллФиш», ООО «Макдоналдс», ООО «Трэвэлерс кофе» и другие.

Лидирующим брендом по объему продаж в стоимостном выражении сегменте сетевых кафе/баров в России в 2017 году стал бренд «Шоколадница».

Доли компаний в общем объёме сетевых кафе/баров в России в 2017 г., % от объема сегмента.

* Указаны условные доли

Источник: расчеты Discovery Research Group.

Прогноз развития сегмента кафе и баров

В среднесрочной перспективе прогнозируется, что общее количество заведений в сегменте кафе и баров в России к концу 2022 года увеличится до 11 991 шт., а их суммарный объем продаж достигнет 95 361 млн. руб.

Относительно средней стоимости покупки в период 2018-2022 гг. ожидается, что она будет иметь отрицательную динамику. К концу 2022 года сумма среднего чека составит 280 руб., тогда как в 2017 году она равнялась 355,7 руб.

Таким образом, в течение прогнозируемого периода объемы продаж и сумма среднего чека в сегменте кафе и баров будут снижаться, тогда как количество сделок (транзакций) напротив, будет увеличиваться. Такая ситуация может быть связана с тем, что заведения общественного питания ввиду высокой конкурентной ситуации пересмотрят свою политику цен и за счет снижения стоимости своих услуг смогут привлечь новых покупателей, тем самым, увеличив количество сделок.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке:

Анализ рынка общественного питания в России. Сегмент кафе/баров

Общественное питание - Ресторанный бизнес
Анализ рынка общественного питания в России. Сегмент кафе/баров