Маркетинговые ииследования рынка

 

В настоящее время в массовом производстве литий-ионных аккумуляторов используются три основных класса катодных материалов:
  • кобальтат лития LiCoO2 и твёрдые растворы на основе изоструктурного ему никелата лития
  • литий-марганцевая шпинель LiMn2O4
  • литий-феррофосфат LiFePO4.

Важно отметить, что существуют литий-полимерные и литий-тионилхлоридные (LiSOCl2) аккумуляторы, которые в данном отчете не рассматриваются.

Рынок литий-ионных аккумуляторов в России практически полностью состоит из импорта.

Российское производство развивается не только за счет «традиционных» производителей аккумуляторов для военных и космических объектов, но и за счет производителей литий-ионных аккумуляторов для «гражданского сектора». В России в последние годы растет количество производителей современных литий-ионных аккумуляторов. Так, государственная корпорация Росатом объявила о намерении в ближайшее время выйти на рынок систем накопления электроэнергии. К тому же заключаются договора с потенциальными потребителями аккумуляторов, например, АО «РОСНАНО», ОАО «Российские железные дороги» и АО «Трансмашхолдинг» подписали трехстороннее соглашение о создании экологически чистых маневровых локомотивов с использованием гибридного привода на базе отечественных литий-ионных аккумуляторных батарей для работы на пассажирских вокзалах крупных городов.

Если обратить своё внимание на импорт, который составляет основную часть рынка, как было отмечено выше, то по расчетам DISCOVERY Research Group в 2019 г. в Россию было импортировано 8 262 833 шт. литий-ионных аккумуляторов. Основной объем ввозимых в Россию в 2019 году литий-ионных аккумуляторов в натуральном выражении пришелся на Китай – 83,3% от всего объема импорта.

Диаграмма 1. Объем и темпы прироста импорта литий-ионных аккумуляторов в России в 2016-2019 гг., шт.

Экспортировано было 274 948 шт. Большая часть экспорта представляет собой реэкспорт аккумуляторов, которые до этого были ввезены в Россию из других стран.

Раздел импорта и экспорта в отчете содержит более подробную информацию о поставках:
  • По группам;
  • по производителям;
  • по странам происхождения и странам назначения.

Говоря об основных выводах, можно отметить, что вспышка коронавируса, как ожидается, будет стоить китайским производителям литий-ионных батарей около 26 ГВт/ч продукции в 2020 году. А это значит, что российский рынок также может ожидать снижения, т.к. основная доля импорта аккумуляторов поступает в Россию из Китая. Крупнейшие игроки в области производства литий-ионных материалов в Китае (CATL и BYD) уже сталкивались с дополнительными задержками производства в связи с коронавирусными ограничениями в стране.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке: