Маркетинговые ииследования рынка

 

Маломерное судно - это судно, длина (габаритная длина судна) которого не превышает двадцать метров и общее количество людей на котором не превышает двенадцать.

В России насчитывается свыше 100 тысяч километров рек и озёр (не считая морских акваторий). По длине водных путей Россия уступает только Китаю.

При этом водная инфраструктура, частное судовладение и водный туризм в России до сих пор неразвиты.

Сегодня в России насчитывается около двух миллионов маломерных судов. Ежегодный прирост составляет порядка 150 тыс. ед. (с учетом импортных судов).

Объем и динамика российского рынка

Суммарный оборот рынка маломерных судов в России в 2019 г. составил порядка 11 млрд. руб. ($ 166,2 тыс.).

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка маломерных судов в России в 2018 г. составил 144,4 тыс. ед. В 2019 г. в натуральном выражении он почти не изменился и составил 144,9 тыс.ед.

Объем и темп прироста рынка маломерных судов в России в 2017-2019 гг., ед. и %.

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

Доля отечественных судов достигает 60% в категории плавсредств от 7 до 17 м и 80% - среди маломерных лодок и катеров до 7 м. Такое преимущество говорит о том, что по производственными технологиям и качеству материалов морские и речные катера российской промышленности ни в чем не уступают уровню мирового стандарта судостроения.

Объем и темпы прироста производства в России

По оценке аналитиков объем производства маломерных судов в России составил 84 тыс.ед.

Объем и темпы прироста производства маломерных судов в России в 2017-2019 гг., ед.

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

Отечественные производители маломерных судов специализируются на небольших лодках прогулочных или для рыбной ловли.

К ВЕДУЩИМ РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ КАТЕРОВ И ЛОДОК сегодня можно отнести: Волжанка (VoIzhanka), WeIlboat, Петрокаб, Армада, Квингрекс Рус (Quintrex), Вятка-Профи, Беркут (Berkut).

Объем и темпы прироста импорта и экспорта

Объем импорта маломерных судов в 2019 году составил 71 452 ед., что эквивалентно $ 57,6 млн.

С учетом отношений со странами ЕАЭС, объем импорта маломерных судов в Россию в 2019 г. составил 73 034 ед.

В структуре импорта маломерных судов в Россию (в натуральном выражении) 85,6% занимают надувные лодки, 11,3% - гребные весельные спортивные суда, 2,7% - моторные суда.

В 2019 г. больше всего маломерных судов в натуральном выражении было импортировано в Россию под брендом BESTWAY (66% импорта).

Доли брендов в объеме импорта в Россию маломерных судов в 2019 г., % от натурального объема

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

* Указаны условные доли

Объем экспорта маломерных судов в 2019 году в натуральном выражении достиг 7 208 ед.

В структуре экспорта маломерных судов из России (в натуральном выражении) 69.6% занимают надувные лодки, 26% - гребные весельные спортивные суда, 3.9% - моторные суда.

Лидирующими брендами маломерных судов, экспортируемых из России, в 2019 г. (в натуральном выражении) были: TRITON; АДМИРАЛ.

В отчете раздел импорта и экспорта также содержит следующую информацию о поставках в натуральном и стоимостном выражении: по производителям;
  • по моделям;
  • по странам.

Российский рынок оборудования спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга

Перевозка пассажиров и грузов по водным путям нуждается в не меньшем контроле, чем эксплуатация других видов транспорта. Как и в случае с автомобилями, железными дорогами и авиацией, в приоритете находится безопасность перевозок. Вместе с этим, всегда остаётся актуальной задача рационально использовать технику и оптимизировать рабочие процессы.

Технологии ГЛОНАСС применяются в судоходстве при проводке судов и маневрировании в сложных условиях (шлюзы, порты, каналы, проливы, ледовая обстановка), навигации на внутренних водных путях, мониторинге и учёте флота, спасательных операциях.

Согласно данным Роскосмоса, ГНСС-технологии морского/речного назначения (Глобальная навигационная спутниковая система) в России используют 18 560 единиц водного транспорта, в первую очередь - грузовые и пассажирские речные и морские суда.

Кроме того, по словам самих компаний-производителей, такое оборудование «не бюджетное», достаточно дорогостоящее.

Таким образом, по оценке аналитиков DISCOVERY Research Group на сегодняшний день доля продаж оборудования спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга для всех типов судов очень низка – составляет в пределах 5% от общего объема продаж на все суда. Для маломерных же судов доля продаж еще меньше и не превышает 1%.

Сегодня система GPS/ГЛОНАСС мониторинга и ЭРА-ГЛОНАСС должна обеспечивать решение следующих задач: сохранение водных биоресурсов и противодействие ННН-промыслу (Росрыболовство, Пограничная служба ФСБ России); пограничный контроль (ПС ФСБ России); портовый контроль (Минтранс России); обеспечение безопасности мореплавания и спасания человеческой жизни (МЧС России).

Наряду с обеспечением безопасности, собственники водного транспорта заинтересованы в получении оперативных данных о фактической работе судов с целью повышения качества работы и сокращения затрат. Использование системы не должно нести повышенные расходы бюджета Российской Федерации, а также судовладельцев.

ВЕДУЩИМИ РОССИЙСКИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ на рынке GLONASS/GSM оборудования являются: АО «КБ НАВИС», Российские космические системы, ЦНИИ Курс, АО «НИИМА «ПРОГРЕСС».

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке: