Маркетинговые ииследования рынка

 

Внутри страны сконцентрирован огромный спрос на строительную и специальную технику. Речь идет о разработке месторождений и добыче полезных ископаемых. Например, в угольном секторе Россия занимает устойчивые позиции крупнейшего экспортера. В нефтегазовой отрасли стабильно входит в тройку сильнейших игроков.

По законам экономической логики рынок тяжелой строительной техники в России должен минимум в два раза превышать аналогичный сегмент Англии, где нет такого количества месторождений и схожих объемов добычи. На практике же российский рынок по объемам ненамного уступает английскому.

Рынок строительно-дорожной техники включает в себя следующие сегменты (анализируемые в данном отчете):
  • бульдозеры,
  • грейдеры,
  • катки дорожные,
  • погрузчики фронтальные,
  • экскаваторы
  • экскаваторы-погрузчики.

Существуют и другие виды строительно-дорожной техники, но в данном отчете анализируются только эти типы техники.

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка строительно-дорожной и специальной техники в России в 2019 году составил 25,4 тыс. шт. В отчете, подготовленном агентством, представлена подробная информация о производстве, импорте, экспорте и рынке в целом как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Диаграмма 1. Объем рынка строительно-дорожной и специальной техники в России в 2016-2019 гг., шт. и % прироста

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

В структуре рынка строительно-дорожной и специальной техники в России в 2019 году основную долю составили фронтальные погрузчики – 31,3% от объема рынка в натуральном выражении.

Диаграмма 2. Структура рынка строительно-дорожной и специальной техники в России по категориям в 2019 г., % от натурального объема

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

В 2019 году в структуре рынка грейдеров в России в натуральном выражении тройку лидеров составляют БРЯНСКИЙ АРСЕНАЛ, ЧСДМ (ЧЕЛЯБИНСКИЕ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ) и JOHN DEERE.

Всего на рынке строительно-дорожной и специальной техники в России в 2019 г. ключевыми игроками рынка являлись: KOMATSU, ПРОМТРАКТОР (ЧЕТРА), ДСТ-УРАЛ, SHANTUI, LIEBHERR, БРЯНСКИЙ АРСЕНАЛ, ЧСДМ, HITACHI, HYUNDAI, VOLVO, JCB, CATERPILLAR JOHN DEERE, SDLG (LINGONG), CATERPILLAR (SEM), BOMAG, HAMM, ЗАВОД ДОРОЖНЫХ МАШИН, XCMG, AMMANN, DYNAPAC, LIUGONG, КРАСНОКАМСКИЙ РМЗ, LONKING, ТВЕРСКОЙ ЭКСКАВАТОР, CASE, ЕЛАЗ, MST и другие.

Рынок строительно-дорожной и специальной техники в России после падения на протяжении последних лет начал восстанавливаться. Следует отметить, что из-за подорожания импортного оборудования в 1,5-2 раза российские потребители этой продукции стали продлевать жизнь старым машинам, о чем свидетельствовала и возросшая в эти годы активность в производстве запчастей внутри страны. Также на рынок оказало влияние непропорциональное уменьшение импорта ремкомплектов для западных агрегатов.

Объем производства строительно-дорожной и специальной техники в России в 2019 году составил 5 647 шт.

Диаграмма 3. Объем производства строительно-дорожной и специальной техники в России в 2016-2019 гг., шт. и % прироста

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

В структуре производства строительно-дорожной и специальной техники в России по типу техники в 2019 году основную долю составили экскаваторы – 28,3% от объема производства строительно-дорожной и специальной техники в натуральном выражении. В производстве экскаваторов в 2019 году лидировал ХКМ ЕВРАЗИЯ МАНУФЭКЧЕРИНГ (HITACHI).

Диаграмма 4. Структура производства строительно-дорожной и специальной техники в России по типу в 2019 г., % от натурального объема

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

Успешно работающие предприятия по выпуску гусеничных тракторов и бульдозеров сосредоточены на Урале, в Челябинске и Чебоксарах.

На территории России действует четыре завода спецтехники всемирно известных брендов - Caterpillar, Komatsu, Hitachi и Volvo.

Раздел импорта содержит информацию о поставках в Россию строительно-дорожной и специальной техники в разрезе по категориям, группам и торговым маркам. Отдельно выделена поставляемая в Россию бывшая в употреблении техника.

В 2019 году импорт строительно-дорожной и специальной техники в Россию в натуральном выражении составил 20 042 ед. В структуре импорта строительно-дорожной и специальной техники в Россию в 2019 г. по типу лидировали погрузчики фронтальные.

Диаграмма 5. Объем импорта в Россию строительно-дорожной и специальной техники в 2016-2019 гг., шт.

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group

В структуре экспорта строительно-дорожной и специальной техники в Россию в 2019 г. по типу лидировали экскаваторы.

Изношенность старой техники в парках многих компаний и даже в целых отраслях достигла критического уровня, начался естественный процесс обновления автопарка, который продолжился в 2018–2019 гг., хотя уже и более медленными темпами, чем в 2017 г.

Одним из сдерживающих факторов развития рынка стройтехники являются государственные меры регулирования экономики. Требования к уровню локализации производства регулярно ужесточаются. Компаниям, не имеющим достаточного уровня локализации, необходимо уплачивать утилизационный сбор.

Рынок строительно-дорожной и специальной техники в России в ближайшие годы (до 2024 г.) будет демонстрировать положительную динамику. На развитие рынка спецтехники может положительно повлиять возвращение на российский рынок турецких строительных компаний, наметившееся улучшение ситуации в угольной отрасли. Правительство обсуждает планы продолжения субсидирования лизинговых соглашений на приобретение спецтехники российского производства, причем для удаленных от столицы регионов возможно увеличение размера субсидии до 20%.

Ознакомиться с данным исследованием, можно по ссылке: