Охарактеризовать текущее состояние рынка прямого (директ) маркетинга в России.
Рынок прямого (директ) маркетинга в России.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке прямого (директ) маркетинга и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка прямого (директ) маркетинга в России.
Опытные маркетологи знают, что еще слишком рано утверждать, что дни директ-маркетинга прошли. Он всё ещё является очень эффективным и предсказуемым каналом с высокой рентабельностью инвестиций и потенциальным масштабированием.
Несмотря на усложнение рутины, связанной с пандемией, геополитическими событиями, инфляцией и конфиденциальностью данных, многие лидеры рынка перераспределили и увеличили бюджеты на каналы, которые показали эффективность даже в сложные времена.
Объем и динамика российского рынка
Все маркетинговые инструменты принято делить на два больших блока: ATL и BTL.
К ATL относятся маркетинговые инструменты для массового охвата аудитории (реклама на телевиденье, по радио, в прессе и т.д.). Ко второй группе относят инструменты маркетинга, которые позволяют адресно работать с покупателями в точках продаж или во время личного контакта. К ним относят: трейд-маркетинг, шелфбаннеры, промоакции, различные мероприятия и прямой (директ) маркетинг.
Различают два направления прямого (директ) маркетинга:
- Распространение печатной продукции (листовки, флаеры, рекламные проспекты и т.д.)
- Прямое взаимодействие — контакт с клиентом по телефону, почте или посредством email-рассылки.
Одним из самых массовых способов прямого взаимодействия с потребителем является email-рассылка. Неоднократно эксперты отрасли говорили, о том, что данный вид прямой коммуникации с клиентом стал неактуальным, но цифры говорят об обратном. По данным Tadviser и DashaMail, в 2023 г. наблюдался двузначный прирост данного сегмента рынка прямого (директ) маркетинга. Согласно предварительным оценкам, по итогам 2023 г. суммарный объем рынка сервисов Email-маркетинга в России составил 3,8 млрд руб
Объем рынка сервисов Email-маркетинга в России в 2018-2023 (прогноз) гг., млрд руб. и %.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
В России в 2022 году компании FMCG (16,0%) имели наибольшую долю на рынке email-маркетинга. Также значительные доли в структуре рынка email-маркетинга заняли сегменты: IT и телекоммуникация, медиа и развлечения, образование, продуктовый ритейл, транспорт и логистика, туризм, финансовый сектор.
Структура рынке email-маркетинга по сегментам в 2022 г.
* Указаны условные доли.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Наибольшую популярность в России в 2023 г. имели следующие сервисы для Email-рассылки: Carrot quest, DashaMail, enKod, Mail365, Mailganer, Mailopost, Mindbox, Notisend, REES46, Retail Rocket, Sendbox, SendSay,
К преимуществам директ-маркетинга относят: быстрый результат, высокую сегментацию рынка, постоянная оценка эффективности и др.
К основным трендам прямого (трейд) маркетинга относят: омниканальность; персонализацию контента; интерактивность и геймификацию и др.
В последние годы были приняты различные законодательные инициативы, призванные обелить рынок интернет-рекламы и повысить безопасность хранения личных данных пользователей.
В будущем нейросети буду еще более массово использоваться для анализа данных пользователей для построения эффективных маркетинговых моделей. На данный момент сфера искусственного интеллекта только начинает проникать во все сферы деятельности человека, в том числе и маркетинг. В будущем ИИ будет все больше брать на себя рутинных процессов.