Текущее состояние и перспективы развития рынка внутритрубной очистки и диагностики нефтепроводов в России.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке внутритрубной очистки и диагностики нефтепроводов и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Трубопроводный транспорт — транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).
По объему работы трубопроводного транспорта Россия превосходит всех (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Это обеспечивается, прежде всего, благодаря большому диаметру труб и давлению.
Система трубопроводного транспорта в России составляет более 285 000 км. По данным Ростехнадзора, в России насчитывается порядка 75 тыс. км нефте- и нефтепродуктопроводов, значительная часть из них эксплуатируется более 30 лет.
Протяженность трубопроводного транспорта в России в 2000-2019 гг., тыс. км.
Источник: расчеты Discovery Research Group.
В отчете рассмотрены профили компаний: ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ОАО «АК «Транснефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Татнефть», ОАО НК «РуссНефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НГК «Славнефть» и другие.
Именно на устаревшие трубопроводы приходится наибольшая часть аварий. Первопричина подобных аварий - наследие страдающих от коррозии советских нефтепроводов и резервуаров. Экологи требуют ограничить сроки их эксплуатации, но обновление трубопровода является дорогостоящим.
Из года в год Минприроды пишет, что больше половины нефтеразливов случается из-за разгерметизации промысловых нефтепроводов, а они в 90% случаев происходят из-за коррозии металла.
Нефтяные компании в отчетах об устойчивом развитии признают проблему коррозии трубопроводов. На протяжении нескольких лет компании реализуют различные программы по предупреждению разливов, которые включают в себя замену труб, увеличение объемов внутритрубной диагностики, испытания новых технологий по защите труб от коррозий, позволяющих продлевать срок их службы.
К основным методам предотвращения разрывов трубопроводов служат своевременная внутритрубная диагностика и очистка трубопроводов от отложений и загрязнений.
В 2020 г. грузооборот по трубопроводному транспорту составил 2 470,2 млрд. т-км. В 2019 г. грузоперевозки трубопроводным транспортом составили 1 159 млн. тн., нефти и нефтепродуктов было отгружено 608 млн. тн.
Инвестиции в деятельности трубопроводного транспорта в основной капитал за последние 3 года значительно снизились. Так, по итогам 2020 г. инвестиции составили 475 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах) в 2018 г. составили 766,6 млрд руб.
По данным Росстат, в 2019 г. износ основных фондов трубопроводов составил около 54%, так как большинство построено в 1960-1980 годы. Для сравнения, в 2017 г. износ составлял около 51%.
По данным правительства, одной из главных задач для трубопроводного транспорта на ближайшие 15 лет станет обеспечение необходимого качества нефти в системе магистральных нефтепроводов.
Нефтепроводы, по которым осуществляется перекачка парафинистой и высокопарафинистой нефти, спустя некоторое время снижают свою пропускную способность по причине осаждения на внутренней поверхности отложений, которые состоят в основном из церезинов и парафинов.
Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов. Протяженность действующих трубопроводов компании «Транснефть» в 2019 г. составила более 51 тыс. км, из которых 16,5 тыс. км приходятся на нефтепродуктопроводы.
Чистота полости трубопроводов должна обеспечиваться на всех этапах работы с трубой: транспортировке, погрузке, разгрузке, развозке и раскладке секций по трассе, сварке секций в нитку и укладке.
Наиболее распространенным и эффективным способом очистки внутренней поверхности нефтепровода от отложений парафина является механическая очистка с применением специальных скребков, чистящими элементами которых являются всевозможные диски, ножи и проволочные щетки. Скребки разных конструкций различны по эффективности удаления отложений со стенок труб, по износостойкости и проходимости.
С целью определения реальных объемов закупаемых услуг внутритрубной диагностики, аналитиками DISCOVERY Research Group был проведен анализ проводимых в России тендеров.
По данным DISCOVERY Research Group, объем производства очистных устройств в России в 2020 году составил 957 392 тыс. руб.
Объем и динамика производства очистных устройств в России в 2018-2020 гг., тыс. руб. и % прироста
Источник: расчеты Discovery Research Group.
Транснефть - Диаскан - крупнейший российский поставщик услуг по технической диагностике трубопроводов. В 2020 году выполнена внутритрубная диагностика 9,6 тыс. км магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) ПАО «Транснефть».
Стоимость очистных устройств чаще всего рассчитывается индивидуально для каждого потребителя. Цена на продукцию зависит от количества закупаемого оборудования, а также покупки оборудования для диагностики трубопроводов и т.п. Оказывает влияние диаметр трубы, способ очистки, материал очистительного устройства и т.п.
Ожидается, что до 2030 г. рынок внутритрубной диагностики и очистки в России будет иметь положительную динамику прироста.